Аграрии уже ощущают рост цен на ряд услуг, это влияет на себестоимость.
Несмотря на заверения Министерства энергетики о том, что топливного кризиса в Казахстане нет, аграрии в отдельных регионах жалуются на нехватку ДЗ. В частности, с этой проблемой столкнулись крестьяне Восточно-Казахстанской области. А между тем дизельное топливо субсидируется государством, его отпускают по цене 260 тенге и не более 300 литров на машину, но так как горючего нет, фермеры вынуждены заправляться на ближайшей заправке и уже по рыночной стоимости.
Тем временем Казахстан планирует закупить у России 100 тысяч тонн дизтоплива. Из-за высокого курса рубля к тенге, вероятно, закуплено оно будет по более высокой цене, чем внутри страны. В связи с этим многие эксперты ожидают дальнейшего удорожания дизеля, что приведет к удорожанию других видов товаров, и в первую очередь хлеба.
Между тем, по словам Евгения Гана, учредителя Союза зернопереработчиков РК, прежде чем делать прогнозы,
нужно знать реальные объемы закупа дизтоплива у «северного соседа», а также реальные цены, по которым оно будет закупаться
— Если это будут незначительные объемы в общих объемах потребления, это не окажет принципиального влияния. Понимаете, 100 тысяч тонн, которые озвучили, это «хотелка», реально закуплено может быть и больше. Так что пока мы сами в ожидании, — говорит Ган.
Таисия Колегова, коммерческий директор компании «СевЕсильЗерно», считает, что хорошего ждать не приходится — удорожания дизтоплива не избежать, а за ним и повышения цены на хлеб.
— Крестьянам выдается определенное количество литров дизтоплива по льготной цене, но его не хватит, чтобы увезти зерно на элеватор, для этого придется докупать, но по более высокой цене.
Стоимость перевозки уже поднялась: если в прошлом году ставка была 25 тенге тонно-километр, то в 2022 году уже 50 тенге
В два раза увеличилась и стоимость доставки. И потом, на сушку солярку мы будем вынуждены покупать дороже, а это тоже накладные расходы. Если пойдут дожди, зерно надо будет сушить, а услуги элеваторов в этом плане уже подорожали. Если в 2021 году цена была 450 тенге за тонну, в 2022 уже 650 тенге: рост на 30%.
Все это накладными расходами ложится на стоимость хлеба и другие продукты. Ко всему прочему, дефицит дизтоплива сейчас ощущается многими. И если у фермера небольшой урожай, а из-за высокой стоимости он не может вывезти его на элеватор, есть риск, что зерно испортится. Думаю, некоторые аграрии таким образом могут и обанкротиться, — заключает она.