Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Трансформация КТЖ может привести к уголовным делам — депутаты

281

Недавно глава государства в послании народу Казахстана поручил преобразовать национальную компанию «Қазақстан темір жолы» в полноценную транзитно-логистическую корпорацию.

Руководство компании уже презентовало свое видение трансформации, чем вызвало недовольство не только бизнеса, но и депутатов.

Соответствующий депутатский запрос решила направить заместителю премьер-министра РК Роману Скляру демократическая партия «Ак жол».

«В адрес партии «Ак жол» поступают обращения от частных транспортных компаний, экспедиторов, операторов вагонов и терминалов и других участников рынка, которые высказывают сильную озабоченность тем, каким образом АО «КТЖ», планирует выполнять указанное поручение главы государства, так как роль и место КТЖ в транспортной отрасли являются системообразующими и крайне чувствительными для всего рынка перевозок и логистики.

КТЖ ориентируется на примеры таких транзитно-логистических корпораций, как Maersk, Ever green, Deutsche Bahn AG. Между тем, как считают независимые эксперты Форбс, эти примеры крайне неоднозначные. Deutsche Bahn AG после многолетних трансформаций во избежание олигополии в итоге раздробилось на два десятка независимых структур.

Морские линии Maersk и Ever green, контролирующие огромную часть мирового рынка морских перевозок, стали в одностороннем порядке менять тарифы на перевозки, вводить дополнительные сборы за пиковый сезон, что в конечном итоге вызвало рост цен на их перевозки в четыре-пять раз и нестабильность сроков поставки», — говорится в документе.

По мнению участников рынка, трансформация КТЖ в заявленном самой компанией ключе может привести к демпингу на начальном этапе (в целях ликвидации конкурентов), а в дальнейшем — либо повышение тарифов, либо введение других надбавок к стоимости услуг.

Все это приведет к усилению условий для коррупции в деятельности монополиста, заявляют депутаты.

«Особое возмущение бизнеса в концепции трансформации АО «КТЖ» в транспортно-логистическую корпорацию вызывает указание, что логистическая деятельность Компании должна быть вне текущих рамок регулирования. Другими словами, деятельность нового монополиста будет неподконтрольна требованиям честной конкуренции и обязательств перед контр-партнерами.

В этой связи возникает вопрос о защите интересов частного бизнеса в трансформации АО «КТЖ». Не превратит ли подобная трансформация и без того монопольные полномочия КТЖ в еще большего монстра на рынке? Почему представители частного казахстанского бизнеса не привлечены к проработке трансформации АО «НК «КТЖ» в транзитно-логистическую корпорацию?» — отмечается в запросе.

Кроме того, учитывая заявления о демонополизации отраслей экономики, снижении участия государства и квазигоссектора в экономике страны, по словам депутатов, возникает ряд вопросов.

  • Почему подходы руководства КТЖ по преобразованию в Национальную транспортно-логистическую компанию противоречат поручениям главы государства по снижению участия государства в экономике и демонополизации железнодорожной отрасли, данным в том же послании 1 сентября 2022 года?
  • Является ли указанная концепция целенаправленной позицией уполномоченных госорганов по дальнейшей монополизации рынка железнодорожных услуг и уменьшению доли частного бизнеса на рынке?
  • Существуют ли вообще планы госорганов по развитию конкуренции и либерализации на рынке железнодорожных грузовых перевозок?
  • Не повторится ли в случае реализации указанной концепции ситуация, аналогичная захвату сотен железнодорожных тупиков компанией ЦТС, когда через пять лет после четырех запросов Демпартии «Ак жол» монополия в итоге была признана незаконной, а организаторы пошли под суд, который проходит в эти дни.
© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter