Руководство компании уже презентовало свое видение трансформации, которое вызвало обеспокоенность у депутатов партии «Ак жол».
Недавно глава государства в послании народу Казахстана поручил преобразовать национальную компанию «Қазақстан темір жолы» в полноценную транзитно-логистическую корпорацию.
Руководство компании уже презентовало свое видение трансформации, чем вызвало недовольство не только бизнеса, но и депутатов.
Соответствующий депутатский запрос решила направить заместителю премьер-министра РК Роману Скляру демократическая партия «Ак жол».
«В адрес партии «Ак жол» поступают обращения от частных транспортных компаний, экспедиторов, операторов вагонов и терминалов и других участников рынка, которые высказывают сильную озабоченность тем, каким образом АО «КТЖ», планирует выполнять указанное поручение главы государства, так как роль и место КТЖ в транспортной отрасли являются системообразующими и крайне чувствительными для всего рынка перевозок и логистики.
КТЖ ориентируется на примеры таких транзитно-логистических корпораций, как Maersk, Ever green, Deutsche Bahn AG. Между тем, как считают независимые эксперты Форбс, эти примеры крайне неоднозначные. Deutsche Bahn AG после многолетних трансформаций во избежание олигополии в итоге раздробилось на два десятка независимых структур.
Морские линии Maersk и Ever green, контролирующие огромную часть мирового рынка морских перевозок, стали в одностороннем порядке менять тарифы на перевозки, вводить дополнительные сборы за пиковый сезон, что в конечном итоге вызвало рост цен на их перевозки в четыре-пять раз и нестабильность сроков поставки», — говорится в документе.
По мнению участников рынка, трансформация КТЖ в заявленном самой компанией ключе может привести к демпингу на начальном этапе (в целях ликвидации конкурентов), а в дальнейшем — либо повышение тарифов, либо введение других надбавок к стоимости услуг.
Все это приведет к усилению условий для коррупции в деятельности монополиста, заявляют депутаты.
«Особое возмущение бизнеса в концепции трансформации АО «КТЖ» в транспортно-логистическую корпорацию вызывает указание, что логистическая деятельность Компании должна быть вне текущих рамок регулирования. Другими словами, деятельность нового монополиста будет неподконтрольна требованиям честной конкуренции и обязательств перед контр-партнерами.
В этой связи возникает вопрос о защите интересов частного бизнеса в трансформации АО «КТЖ». Не превратит ли подобная трансформация и без того монопольные полномочия КТЖ в еще большего монстра на рынке? Почему представители частного казахстанского бизнеса не привлечены к проработке трансформации АО «НК «КТЖ» в транзитно-логистическую корпорацию?» — отмечается в запросе.
Кроме того, учитывая заявления о демонополизации отраслей экономики, снижении участия государства и квазигоссектора в экономике страны, по словам депутатов, возникает ряд вопросов.