Эксперт порекомендовал, как Казахстану предотвратить негативное влияние от мобилизации в России и что делать с потоком мигрантов оттуда.
Мобилизация в России усилит рост цен на многие товары в Казахстане. Хотя, уже с февраля, когда произошло военное вторжение России в Украину, мы можем наблюдать инфляционное давление. Но сегодня поток россиян, приезжающих в Казахстан его усиливает: ко всему прочему, выросла аренда жилья. К тому же они принесли большую рублевую массу, которую меняют на тенге. Все это, по мнению экономиста Бекнура Кисикова, может и дальше подстегивать инфляцию.
— Но если рассматривать данную ситуацию в перспективе, отбросив лишние эмоции, то, очевидно, что наша страна нуждается в большом количестве населения. Нам не хватает людей на любых фронтах, в трудовых сегментах.
В основном, в Казахстан едут высококвалифицированные специалисты, которые бы могли сделать большую помощь нашей экономике — существенно ее укрепить и поднять
На сегодняшний день в стране проживает 19 миллионов человек. Но многие экономисты считают, что в государству надо, как минимум, 35-40 миллионов граждан, чтобы экономика сама себя обеспечивала. Так что, мы нуждаемся в трудовых мигрантах, новых рабочих руках. Не стоит бояться избыточного населения. Как пример, можно взглянуть на ОАЭ, где 20% местного населения и 80% иностранного. Другое дело, что всех приезжающих нужно адаптировать в обществе.
— Для этого необходимо создать специальную госпрограмму?
— Хочу отметить, что в любой стране в мире присутствуют фобии относительно мигрантов. Это нормально. Но в развитых странах, как правило, есть специальные программы по их адаптации. И нам нужна подобная национальная госпрограмма.
Приехавших специалистов нужно эффективно распределять по стране — об этом нужно подумать заранее. Нужно не допустить, чтобы они начали бродяжничать на улице, так как это может привести к росту преступности
Все это не альтруизм, как некоторым может показаться — нам самим это экономически выгодно. С другой стороны, многие мигранты из России используют сейчас Казахстан, как транзит и улетают дальше куда-то. Так что, возможно, у нас в стране осядет не такое большое количество людей.
— Как стало известно, планируют ввести запрет на выезд из России тех, кто попадает под мобилизацию. Вероятная дата введения запрета — 28 сентября. Может тогда зря некоторые казахстанцы поднимают «бурю в стакане», если поток мигрантов из РФ иссякнет?
— Я не думаю, что поток прекратится. Ведь помимо мобилизации в России есть еще другие причины, побуждающие людей переезжать, в том числе и в Казахстан. Это и санкции, и репрессии и усиление безработицы, в связи с закрытием многих иностранных компаний. С начала войны в Украине, в Казахстан уже перебралось немало россиян (по данным ЕМИСС, в первом квартале 2022 года из России в Казахстан выехали 204 947 человек, что более чем на треть больше, чем в 2021 году, ред.). Так что, вероятно поток не прекратится, просто будет не такой огромный и массовый, как в текущий момент.
— Как вся эта ситуация отразится на курсе национальной валюты?
— Сейчас, если взглянуть на мировые тренды, мы видим, что доллар укрепляется, евро и другие валюты к нему слабеют. Нефть Brent тоже опустилась ниже 90 долларов за баррель. Все эти факторы, включая инфляцию, могут привести к ослаблению тенге.
— А паритет тенге к рублю какой должен быть?
— На мой взгляд, нынешний кросс-курс между двумя валютами в 8,5 — слишком высокий. В финансовую логику это не укладывается.
Экономика России сейчас страдает от рецессии, и, казалось бы, наоборот, тенге должен укрепиться к рублю, а рубль — упасть
Но эти механизмы для меня необъяснимы. Думаю, рубль в скором времени упадет. По мне, рыночный паритет — это 3,5 тенге за рубль.