Чтобы освоить богатства, власти уже готовят поправки в законодательство, которые направлены на повышение инвестиционной привлекательности геологического изучения, воспроизводства минерально-сырьевой базы.
По данным Минэнерго, на сегодня в Казахстане с недропользователями по освоенным бассейнам согласовано 189 контрактов. На некоторых месторождениях сырье уже на исходе, передает inbusiness.kz.
К примеру, замедлилась добыча нефти на месторождениях в Кызылординской области. По расчетам министерства, за последние пять лет в этом регионе она снизилась на 36,3%: с 5 млн 58,9 тыс. тонн в 2017 году до 3 млн 223,3 тыс. тонн в 2021 году. В результате многие работники отрасли потеряли работу.
Аналогичная ситуация складывается и на западе страны. Не секрет, что Казахстан «съедает» нефтяные месторождения, открытые еще в советское время. Такие сверхгиганты, как Тенгиз, Кашаган, Карашиганак известны еще с прошлого века, но полноценно освоить их не позволяли технологии того времени. Причем стоит отметить, что за 30 лет независимости в стране не было открыто ни одной крупной шахты, ведь для этого необходимы современные передовые технологии.
Как заявили в министерстве энергетики, геологами в Казахстане выявлено 15 осадочных бассейнов с ресурсами в 76 млрд тонн сырья. Большая часть из них разработана еще во времена СССР. Однако геологи говорят, что в малоизученных осадочных бассейнах залегает примерно 4,5 млрд тонн нефти. В Минэнерго тоже придерживаются таких данных.
«В целом степень изученности нефтеносных осадочных бассейнов в Казахстане различна. Конкретно пять из них разрабатываются, еще пять мало изучены, остальные считаются менее перспективными. На сегодняшний день весь объем добычи нефти и газа в Казахстане только разрабатывается. Ни одного контракта на добычу нефти и газа в малоизученных осадочных бассейнах заключено не было», — пояснили в ведомстве.
Что мешает освоить месторождения, чтобы способствовать экономическому росту страны, богатой нефтью? По словам специалиста в области энергетики Болата Айтымбетова, прежде всего в Казахстане нет собственного высокотехнологического оборудования.
«Такое оборудование есть только на Западе, поэтому в качестве инвесторов необходимо привлекать иностранные компании. Во-вторых, правительство Казахстана недостаточно финансирует сферу геологии. А теперь, спустя 30 лет, когда месторождения заканчиваются, начало задумываться.
В-третьих, иностранные инвесторы не заинтересованы в проведении геологоразведки в малоизученных осадочных бассейнах, потому что это дорого», — рассуждает эксперт.
А инвесторам нужны гарантии, чтобы завтра чиновники не отняли у них богатства.
«В Кодексе о недрах и недропользовании не предусмотрено «исключительное право» на переход от геологического изучения недр к разведке и добыче. Поэтому инвесторы не заинтересованы в этом без каких-либо гарантий. Также на сегодняшний день имеется много старых сейсмических данных по осадочным бассейнам, но их качество и детализация не соответствуют современным требованиям», — отмечают в министерстве энергетики.
В связи с этим в правительстве разработали поправки в действующее законодательство. Согласно им, национальная компания сможет объединить усилия с инвестором и создать совместное предприятие, которому впоследствии будет предоставлено право недропользования. В данном случае инвестор будет представлен в качестве стратегического партнера.
Самое главное, что будет введен новый вид лицензии на геологическое изучение нефтегазовых перспектив недр на малоизученных участках.
По мнению министерства, такой подход обеспечивает исключительное право недропользователя на доразведку участка и добычу нефти.
В случае выявления перспективных богатых ресурсов углеводородного сырья при проведении геологоразведочных работ на малоизученных участках утверждается типовой контракт по комплексным проектам, в рамках которого инвестору предоставляется гарантированная возможность перехода от стадии геологоразведки к стадии разведки и добычи.