Зрелое гражданское общество характерно для всех современных демократических государств. Показателен пример западных стран (Франции, Германии, Великобритании и др.), где властные институты и общественные организации эффективно взаимодействуют друг с другом, неправительственный сектор играет важную роль в решении актуальных социальных вопросов.
Сегодня Казахстан находится на пути построения эффективной модели взаимодействия государства и общества. В стране реализуется курс на проведение системной политической модернизации, нацеленной на усиление роли институтов гражданского общества и повышение политической культуры граждан.
Несмотря на скептическое отношение многих экспертов, создание в 2019 году Национального совета общественного доверия (НСОД) можно назвать позитивным примером развития гражданского направления в госполитике.
Данная структура стала прямой диалоговой площадкой между президентом и обществом, значительная часть которого была представлена экспертами.
Встречи в рамках Нацсовета проходили в разных форматах: за три года было проведено шесть заседаний с участием главы государства, организовано 28 индивидуальных встреч членов НСОД с президентом, 23 встречи с министрами, три выезда в регионы и более 70 рабочих встреч.
Многие проблемные вопросы, озвученные экспертами, были приняты государством во внимание и воплощены в жизнь. НСОД выступил своего рода платформой по выработке реформ.
В рамках политических реформ вместо разрешительного введен уведомительный порядок проведения митингов, снижен регистрационный барьер для создания партий (с 40 до 20 тысяч) и порог их прохождения в мажилис (с 7% до 5%), принята обязательная 30-процентная квота для женщин и молодежи (до 29 лет) в избирательных списках, введен механизм прямой выборности сельских акимов и другое.
Реализован и ряд важных социально-экономических инициатив: увеличена стипендия будущих учителей и врачей, докторантов, повышена заработная плата преподавателей вузов, в два раза увеличены субсидии, предоставляемые гражданам, переселившимся с юга на север, запрещена продажа и сдача в аренду земель сельхозназначения иностранным гражданам и юридическим лицам.
Участники НСОД принимали непосредственное участие в разработке масштабной программы политических реформ президента, а также в продвижении и разъяснении последующей Конституционной реформы.
Таким образом, назревший запрос в обществе на политические и социально-экономические реформы был реализован через Нацсовет общественного доверия. Вместе с тем эта структура сформировала основы конструктивного диалога государства и гражданского общества и способствовала его дальнейшему развитию.
На смену НСОД пришел Национальный курултай, основная задача которого заключается в поиске и выработке идей и шагов по укреплению и расширению общественной консолидации. Была создана новая диалоговая платформа, которая призвана стать важным элементом в выстраивании диалога между государством и обществом.
16 июня этого года состоялось первое заседание Национального курултая под председательством президента Касым-Жомарта Токаева. В своем выступлении глава государства, в частности, отметил следующее:
«Национальный курултай должен стать одним из основных институтов гражданского общества, и он будет полностью вовлечен в реализацию реформ».
Если в НСОД преимущественно входили общественные и государственные деятели, эксперты, то состав Национального курултая представлен, помимо вышеназванных лиц, представителями в области защиты прав человека, бизнеса, медицины, образования, науки, культуры, спорта, а также молодежными лидерами и активистами.
Важным моментом является включение в состав Ұлттық құрылтай по одному представителю от каждого регионального общественного совета. Это должно позволить систематизировать деятельность всех существующих общественных советов в стране. Предполагается также активное взаимодействие Национального Курултая с Ассамблей народа Казахстана, что позволит придать работе Ұлттық құрылтай еще большую вовлеченность.
В целом Национальный курултай должен стать новым центром общенационального диалога, позволяющим объединить и сплотить казахстанское общество для обсуждения актуальных вопросов развития страны.
Во-первых, развитие и продвижение диалоговых площадок (Национальный курултай) позволит нивелировать негативные процессы, связанные с атомизацией казахстанского общества.
Резонансная ситуация, связанная с отменой показа мультфильма «Базз Лайтер», показывает, что уровень идеологической разобщенности казахстанского общества остается достаточно высоким. Петиции и острые дискуссии в социальных сетях, которые наблюдались по данной теме, ярко демонстрируют наличие проблемы.
Во-вторых, последовательное институциональное развитие диалоговых платформ позволит решить проблему определенной инертности казахстанского общества, особенно молодежи.
Согласно национальному докладу «Молодежь Казахстана-2021», в иерархии ценностей молодого поколения казахстанцев «Помощь людям» и «Общественное признание, репутация» занимают 13-ю (3,3%) и 16-ю (1,4%) позиции соответственно. Как показывает ряд других исследований, часть казахстанской молодежи слабо интересуется общественно-политической жизнью.
В-третьих, деятельность Национального курултая, а также развитие других диалоговых площадок будет способствовать повышению уровня демократии в стране и улучшению позиций государства в международных рейтингах.
В соответствии с рейтингом стран мира по индексу демократии-2021 (Economist Intelligence Unit: Democracy Index 2021), Казахстан занимает 128-е место с индексом 3,08. Индекс составляется из 60 ключевых показателей, сгруппированных по пяти категориям: избирательный процесс и плюрализм, деятельность правительства, политическое участие, политическая культура и гражданские свободы.
Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что НСОД и Национальный курултай играют важную роль в развитии активной политической культуры и повышении гражданского самосознания населения. Указанные платформы должны сформировать культуру участия и вовлеченности большинства граждан в политические процессы.
Повышение политической культуры будет проявляться не только во время электоральных кампаний, но и с точки зрения вовлечения общественных институтов в решении актуальных социальных проблем.
Уровень развитости гражданского общества является важнейшим индикатором демократических преобразований в стране. Новый Казахстан и Вторая Республика основываются не только на обновленной государственно-политической системе, но и на новой ценностной матрице, которая базируется на осознанном и конструктивном диалоге государства и общества.
Автор: Арман Токтушаков, эксперт Института мировой экономики и политики (ИМЭП)