Кандидат филологических наук Бижомарт Капалбек предлагает еще раз подумать над образовательной программой, пишет аbay.kz.
Раньше с помощью алфавита Ахмета Байтурсынулы требовалось всего четыре недели, чтобы научится читать. Это доказанный факт. Понятно, что с современным базовым кириллическим алфавитом из 42 символов потребуется больше времени. В нынешней образовательной системе изучение алфавита мы заканчиваем в первом полугодии. И на этом спасибо. Ведь ранее «грамотности» обучались целый год.
Во втором полугодии по нашей системе обучения после «Алфавита» идет «Родной язык». Мне кажется, это ошибка. Логичное продолжение «Алфавита» не «Родной язык, а «Казахский» — предмет, дающий элементарное представление о языковых понятиях.
В первом классе современной казахской школы изучаются 12 предметов: алфавит/родной язык, математика, познание мира, естествознание, художественный труд, английский, русский язык, самопознание, физическая культура, музыка, цифровая грамотность. На все предметы отведено 742 часа, из них 96 на «Алфавит» и 102 на «Родной язык».
Еще в начале 20 века деятели Алаша приводили в пример японцев. И сейчас японцы выделяют на обучение в первом классе всего 850 часов, причем на японский язык 306 часов. То есть больше, чем выделяют у нас на два предмета — «Алфавит» и «Родной язык».
Кроме того, в первом классе японцы изучают всего восемь предметов: японский язык, математика, основы безопасности жизнедеятельности а кроме того, даются уроки музыки, труда, физкультуры, нравственности и классный час.
А у нас, как мы уже говорили, двенадцать предметов. Если сравнивать часы, отведенные на первый класс, их у нас меньше, а по количеству предметов больше. По сравнению с развитой японской страной в отечественной системе образования есть лишние предметы.
Учитель нации указал девять предметов, которые изучаются только на родном языке и которые действительно нужны: чтение, письмо, религия, национальный язык, история нации, счет, география, фермерство, бытие. По сравнению с двенадцатью существующими сейчас дисциплинами предметы, предложенные Ахметом Байтурсынулы, по количеству ближе к японской системе.
Во-первых, другие языки (английский и русский). Их преподавание с первого класса у японцев отсутствует.
Мы с первого класса изучали русский язык, а другие иностранные в нашей системе обучения не существовали даже в советское время. Непонятно, кто ввел три языка и почему их до сих пор не убрал из учебной программы.
Только сейчас мы переносим начало изучения английского в третий класс, а русского во второй. Но эта мера не имеет научно-методической основы. Почему не с пятого класса, почему русский со второго, а английский с третьего? Кто и как это обосновал?
Три предмета познания (познание мира, естествознание, самопознание) у японцев отсутствуют. Естествознание там изучается только с третьего класса. У нас в советское время «Природоведение» начиналось с четвертого класса.
Если мы сократим эти предметы в первом классе, у детей появятся свободные часы. Ребенку с самого начала школьного пути надо дать те знания, которые ему нужны. Начальная школа должна научить его читать, писать и говорить. Вовлечение в мир родного языка должно предусматривать укрепление нации. Остальное потом, все по порядку и в свое время.