Количество средств массовой информации растет с каждым годом в стране.
На сегодняшний день в Казахстане зарегистрировано 5 189 СМИ, из которых 3 676 составляют периодические печатные издания, 191– телеканалы, 84 – радио, 959–информационные агентства и сетевые издания(539-ИА, 420 СИ). Количество иностранных телеканалов составляет 279.
Наиболее многочисленной группой остаются печатные – 3 676 от общего количества зарегистрированных СМИ, из них газет – 2 180 и журналов – 1 496.
Чаще всего в СМИ используются казахский и русский языки – 1 852 СМИ, только русский язык – 853, только казахский язык – 693, на трех языках и более (в.т.ч. на других языках) – 1 512.
Количество средств массовой информации ежегодно увеличивается. Вместе с количеством СМИ и расширяется территория распространения СМИ, разнообразие языков издания, которые распространяются не только в местах компактного проживания той или иной национальности, но и на всю республику. При этом, согласно Закону ОК «О средствах массовой информации» приостановление либо прекращение выпуска или распространения продукции средства массовой информации, возможно по решению собственника или суда.
В 2021 году из 166 телеканалов, в ТОП-10 вошли шесть казахстанских телеканалов (КТК, Qazaqstan, НТК, Первый канал Евразия, Хабар, 31 канал), три из них – государственные телеканалы (Qazaqstan, Хабар, Первый канал Евразия).
Доля отечественных телеканалов, входящих в ТОП -30, в 2021 году увеличилась на 2,9%.
Таким образом, государственная поддержка отечественных телеканалов способствует повышению конкурентоспособности отечественного телевидения.
За последние пять лет при поддержке государства снято около 250 сериалов, состоящих из более чем 3 500 серий. Более 50 из них были проданы в Сингапур, Россию, Турцию, Узбекистан, Кыргызстан и др. странам.
АО «Агентство «Хабар» и АО «РТРК «Казахстан» имеет свыше 20 корреспондентских пунктов и фрилансеров более чем в 10 странах: Китай, США, Россия, Бельгия, Великобритания, Турция и др.
Собственные корреспондентские пункты позволяют оперативно информировать казахстанскую аудиторию об актуальных событиях за рубежом.
АО «Агентство «Хабар»
Переход на ЦЭТВ обеспечивает население на уровне городов республиканского значения и областных центров до 30 телеканалов стандартной четкости, на уровне ниже областного центра — до 15 телеканалов. Это позволит устранить информационное неравенство между селом и городом и снабжает жителей всей республики телевидением высокого качества.
В настоящее время цифровым эфирным телерадиовещанием охвачено уже 92,35% населения страны, осуществлен переход на ЦЭТВ в Мангистауской, Жамбылской, Туркестанской, Алматинской, Павлодарской, Костанайской, Северо-Казахстанской, Карагандинской областях и в таких городах как Нур-Султан, Алматы и Шымкент. В текущем году планируется переход на ЦЭТВ в Акмолинской, Актюбинской, Атырауской, Восточно-Казахстанской, Западно-Казахстанской и Кызылординской областях.
Впервые национальная премия «Тұмар» была учреждена в 2017 году по инициативе Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан. Главная цель награды – стимулирование развития казахстанской телевизионной индустрии сквозь призму оценки профессиональным сообществом.
За прошедшие годы на участие было подано 1 647 заявок, 268 работ вошли в список номинантов (включая заявки 2022 года). Обладателями эксклюзивной статуэтки стали 59 специалистов отечественной телевизионной журналистики.
Национальная премия «Үркер» – ежегодная премия за высокие достижения в области в области печати, радио и интернет-журналистики. Она была учреждена в 2017 году.
Цель конкурса – признание талантливых журналистов, отметка их вклада в развитие профессиональной журналистики, и привлечение к их творчеству широкого общественного внимания.
Ежегодное награждение премии «Уркер» стимулирует интерес к среде казахстанской журналистики, побуждая интерес к лучшим публикациям авторов с многолетним опытом. В 2021 году было принято 340 заявок от творческих коллективов и журналистов, наибольшее количество было по направлениям: «Лучшее интервью года», «Лучший познавательный материал года» и «Лучший аналитический материал года».
Присуждение премии «Уркер» за лучшие достижения в области печати, радио и интернет-журналистики способствует развитию мультимедийности в регионах, повышению престижа СМИ, утверждению профессиональных стандартов, увеличению гражданской активности общества.
Astana Media Week – это ежегодное событие для сильных идей, авангардных решений, прогрессивных мнений из мирового медиапространства. Место, где люди оспаривают и отстаивают свои точки зрения, стремясь сделать картину мира чуть яснее.
Проект Astana Media Week берет начало с 2017 года. На площадке форума собираются представители мирового информационного пространства, а также лидеры производства медиаконтента из разных стран мира.
Участники мероприятия знакомятся с реалиями работы новостной редакции, обсуждают острые социальные темы, говорят об особенностях работы журналистов в «горячих точках», учатся правовой и медийной грамотности, а также рассуждают о перспективах развития СМИ.
На сегодняшний день доля пользователей интернета в возрасте 6-74 лет составляет 78,2%, а число пользователей мобильного интернета выросло на 44%. Основная часть аудитории – возрастные группы от 14 до 45 лет.
Всего в Казахстане зарегистрировано 948 информационных агентств и сетевых изданий. 95% новостных агентств являются частными, 5% — государственными.
Проект Stopfake.kz был создан в период пандемии коронавируса с целью остановить распространение ложной информации о COVID-19. Авторы проекта опровергают различные фейки, дают разъяснение информации, которая не соответствует действительности.
Первая публикация на сайте была сделана 12 июля 2020 года. Всего с момента создания сайта на Stopfake.kz опубликовано более 1 700 текстов. Каждая публикация выходит на двух языках – казахском и русском.
Основная часть публикаций представляет собой прямые опровержения фейковой информации, которую пользователи активно рассылают в соцсетях или мессенджерах. При опровержении всегда указываются ссылки на первоисточники и подтверждающие доказательства.
В период с 2021 года по первое полугодие 2022 года ключевыми достижениями отечественных СМИ стали: