В Казахстане заболеваемость онкологией кожи на четвертом месте после рака молочной железы, легкого и желудка.
Привычка загорать в отпуске на самом деле довольно опасное занятие. Особенно для светлокожих и особенно днем, когда солнце в зените. Потому что агрессивный ультрафиолет дает организму не только полезный витамин D, но также разрушает клетки кожи и заставляет их мутировать в злокачественные образования.
По словам председателя правления Казахского научно-исследовательского института онкологии и радиологии Диляры Кайдаровой, ежегодно в Казахстане выявляют около трех тысяч случаев рака кожи. Одна из агрессивных его форм — меланома — хоть и находится на 21-м месте, но от нее умирает каждый шестой заболевший. А это очень высокий показатель.
— У рака кожи хорошая ранняя выявляемость на первой стадии — 75%. В основном за счет самодиагностики, — говорит доктор медицинских наук Кайдарова. — Чаще злокачественными образованиями кожи заболевают женщины. Возможно, потому что загорают на солнце больше мужчин или прибегают к косметологическому удалению родинок. Больше остальных раку кожи подвержены люди старше 65 лет, когда снижается иммунитет и замедляются все процессы в организме.
Родинки и пигментные пятна — те самые места, на которые людям стоит обращать внимание. Если родинка стала кровоточить или изменила форму или цвет, нужно как можно скорее обратиться к онкологу
Северо-Казахстанская область, Алматы и Павлодарская область — лидеры по заболеваемости кожной онкологией. И специалисты дают этому простое объяснение: в этих регионах больше всего светлокожих жителей, то есть европейского населения.
Что делать, если позагорать в отпуске все же хочется? Делать это утром и вечером, но ни в коем случае не в период нахождения солнца в зените.
— Если заметили у себя на коже изменения, можно обратиться в смотровой кабинет поликлиники, — рекомендует Диляра Кайдарова. — Фельдшер осмотрит кожу и в случае возникновения подозрений отправит пациента к онкологу. В Казахстане часто случается, что удаленные косметологами родинки оказывались меланомами или раком. А в таких случаях совсем другая тактика лечения. Поэтому у нас с косметологическими клиниками есть договоренность, чтобы перед удалением родинок они консультировались с онкологами.
Врач-онколог Дина Тулеуова вообще заявила, что
если в анамнезе у человека более двух случаев солнечных ожогов в детстве или молодости, риск развития рака кожи в пожилом возрасте выше на 50%
И это настораживает, потому что в детстве, кажется, на солнце сгорают все. И не один раз.
Дерматоонколог Алексей Ивакин работает в сфере эстетической медицины. То есть в клинике, где на коже хирургическим путем наводят красоту.
— В 2005 году мы пришли к выводу, что без участия в приеме онколога невозможно работать безошибочно, — утверждает врач. — Тогда в клинике мы ввели должность онколога.
За 17 лет обследованы более 30 тысяч пациентов, у 1 600 из них выявлены злокачественные опухоли кожи
По статистике, меланома составляет 10% от всех выявляемых видов рака кожи. А в нашем случае она была на втором месте — 20,2% случаев.
По словам Алексея Ивакина, беда эстетической медицины в том, что дерматологи, косметические хирурги, дерматокосметологи и онкологи работают врозь. А должны сообща. Дерматологи незнакомы с признаками онкологического роста, онкологи вряд ли хорошо владеют дерматологией, поэтому иногда спорные заболевания лечатся чересчур агрессивно.
— Эстетическая медицина проводит вторичную профилактику рака кожи, когда лечит и удаляет предраковые состояния, — резюмирует онколог. — Мы исходим из двух аксиом. Первая — любое новообразование на коже следует рассматривать как предраковый процесс. И уже более детально разбираться, что это.
Вторая аксиома — визуальная диагностика никогда не может быть точной на сто процентов. Поэтому мы должны верифицировать то образование, которое хотим удалять
То есть медики еще раз доказали, что самодиагностика и раннее обращение за помощью к специалистам — шанс спасти жизнь, если в организме есть онкология. И смотровые кабинеты поликлиник при регулярном профосмотре являются хорошим фильтром по раннему выявлению различных злокачественных опухолей. Фельдшеры смотровых кабинетов не ставят диагнозы, зато их навыки осмотра и пальпирования позволяют не пропустить опасные изменения в организме.
Осталось победить в Казахстане еще две беды — пресловутое «авось само рассосется» и слабое оснащение поликлиник в глубинке. А система здравоохранения готова противостоять онкологии и успешно с ней справляется.