Двойное повышение базовой ставки может убить экономику.
Война в Украине подстегнула инфляцию во всем мире, которая сегодня в среднем составляет 10%. В Казахстане она уже дошла до 14%, а в России и того выше — около 17%. Многие страны пытаются поднять базовую ставку, снизив таким образом рост инфляции. Об этом говорит Сергей Лукьянов, председатель правления АО «Фридом Финанс».
— В Швейцарии, к примеру, вообще была отрицательная ставка — минус 1,5%, сделали минус 0,5%. В США была около 1%, там повысили до 1,75%, при этом инфляция составляет 8%. В Казахстане последний раз базовую ставку подняли незначительно — на полпроцента. И кто заметит от этого какой-либо эффект? Для сравнения, в США повышение на 0,75% — это больше, чем наполовину, и это заметно на эффекте маленьких чисел.
— Может быть тогда и нам поднять ставку вдвое? Или есть другие меры по борьбе с инфляцией?
— Сейчас активно обсуждается возможность наделить наш Национальный банк вторым мандатом — на развитие экономики.
На сегодняшний день он наделен одним мандатом — на таргетирование инфляции. Но вспомним ли мы хотя бы один год, чтобы цены не поднимались?
Инфляция, как всегда, будет и случается. Просто в США таргет — чтобы она стала 5-7%.
А в Казахстане она гораздо больше, и ее движение в Нацбанке пытаются урегулировать в одной ставке.
Я неоднократно подчеркивал, что словесные интервенции несут очень важную разъяснительную работу — показывают, чего ждать дальше. Если вы, условно, берете ипотеку на 20 лет, важно знать, что будет с экономикой
Если мы сейчас значительно, в два раза, поднимем ставку, то убьем кредитование, а вместе с ним и внутреннее производство. И превратимся в «челночников», как в 90-е годы. Не будет у нас никакой экономики, мы просто ее разрушим.
Считаю, что базовую ставку, наоборот, надо потихоньку опускать. То есть если в ответ на внешние шоки ее и подняли, тут же должны снизить.
— Как вы оцениваете борьбу с инфляцией в России?
— Сейчас ситуация с рублем достаточно уникальная. Не могу сказать ничего хорошего о происходящем в политическом плане, но о профессионалах, которые управляют в России денежно-кредитной политикой, сложно не упомянуть. Рубль укрепился просто космически. И его курс более рыночный, чем курс тенге.
— Учитывая, какой гигантский сейчас кросс-курс «рубль-тенге» и на этом фоне сильное удорожание российских товаров, стоит ли Казахстану искать новые и более выгодные рынки?
— Да, мы могли бы запустить новый Шелковый путь. Для этого нужна воля и поощрение импортеров, которые будут завозить к нам товары, им надо предоставлять какие-то преференции. Но суть в том, что мы с Россией в едином таможенном пространстве, и внутри него провозить товары гораздо проще и дешевле, чем завозить извне.
Конечно, можно подписать дополнительные торговые соглашения с Китаем и налаживать цепочки поставок, более дешевых и выгодных. Но Шелковый путь в былые времена прошел долгий путь становления, мы же можем хотя бы начать движение в этом направлении.