Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
515
0.00
EUR
545
0.00
RUB
5.17
0.00

Нацбанк манипулирует инфляцией для достижения своих целей

533

Заслушивая на днях отчет правительства за 2021 год, мажилисмены сильно удивились. Особенному тому, как невнятно Нацбанк объяснил стремительный рост цен в стране при всех предпринимаемых мерах по сдерживанию инфляции.

Умом Нацбанк наш не понять

«На недавно прошедшем слушании отчета правительства в мажилисе Национальный банк, который отвечает за инфляцию, так и не смог внятно объяснить, почему растут цены. Ссылаются на «глобальное повышение цен», «сильный фискальный импульс» и так далее, — возмутился депутат Аманжан Жамалов. — «Перевели стрелки» на правительство и пообещали, что инфляция снизится к 2024 году в результате «контрциклического бюджетного правила».

Если перевести на человеческий язык, это означает, что проблема должна решиться сама по себе. В общем, как говорится, «умом Нацбанк наш не понять»

Он обратил внимание и на то, что политика паритета привела к тому, что рубль в Казахстане вырос до 8 тенге, подорожав за четыре месяца на 50%.

— Из-за этих скачков курса экономика и население получили двойной удар – сначала удорожание долларового импорта на 20%, а сейчас удорожание и российского импорта на 50%, — отметил Жамалов.

аманжан жамалов

Аманжан Жамалов. Фото: Ж. Куспанов

В качестве компромисса мажилисмен предложил изменить методику расчета инфляции — учитывать, что в структуре расходов населения 57% приходится на продукты питания, тогда как в корзине индекса потребительских цен, берущейся за основу в расчете инфляции, продовольствие занимает только 40%.

Также депутат призвал критически переосмыслить программы поддержки программы «Экономика простых вещей»

По ней четверть всех льготных кредитов на сотни миллиардов тенге выдана на развитие сферы услуг, не имеющей никакого отношения к производству. В конечном итоге депутат предложил лучше адресно помогать уязвимым слоям населения, чем субсидировать торговые сети.

Отражение реального потребления

Собственно, о чем уже несколько лет говорят независимые экономисты, но никак не могут достучаться до тех, кто принимает решения. Исполнительный директор аналитической компании DM Technology, экономист Эльдар Шамсутдинов считает, что и правительство, и Нацбанк одинаково виноваты в том, что сейчас на фоне высокой базовой ставки фактически зарабатывают только банки и крупные депозиторы-арбитражники, а вся экономика получает инфляцию и падение доходов. Об этом он написал в своем телеграм-канале.

Эльдар Шамсутдинов, фото с сайта total.kz

— Вы разделяете предложения депутата Аманжана Жамалова о необходимости изменить методику расчета инфляции? Допустим, Нацбанк пересчитает инфляцию и признает, что она шагнула за 20%. Дальше что?

— Инфляцию считает Бюро национальной статистики при Агентстве по стратегическому планированию и реформам. А Нацбанк с ней борется.

В идеале борьба с инфляцией — это совместное предприятие монетарных властей с правительством. И есть целый план по ее осуществлению. Но меры, в нем предложенные, скорее усиливают рост инфляции. В нашем случае измерение инфляции по корзине индекса потребительских цен (ИПЦ) с достаточно широким содержимым имеет массу нюансов.

Во-первых, корзина ИПЦ должна учитывать потребление граждан, но в ней все еще много товаров, которые мы не потребляем вообще или потребляем незначительно.

Тем более, нам не показывают конкретно конечные удельные веса по каждому наименованию. Мы видим только агрегированные показатели

Во-вторых, методология такова, что позволяет менять как удельные веса по конкретным наименованиям, так и жонглировать товарами. Условно, если яблоки в 2022 году подорожают на 70%, а груши — на 30%, по итогам года, вероятнее всего, при расчете инфляции статистика учтет груши для сглаживания так называемого сезонного эффекта. И они будут учитываться как заменяемый товар, хотя подорожавших яблок люди реально съедят больше.

Текущие возможности цифровизации позволяют конкретно узнать, сколько и какого товара мы потребляем

И для этого необязательно делать опросы на тех же рынках. У нас большинство вещей меряется именно ими, а сами же опросники, которые состоят из 10 страниц и более, зачастую заполняют социально необеспеченные граждане. Средний казахстанец этим заниматься не будет, у него на это нет времени — он или зарабатывает деньги, или тратит их. Так что в результатах подобных опросов реальная картина тоже искажена.

Методика реальных чеков

— А как тогда считать, если не по опросам?

— Учитывать потребление по чекам крупных торговых сетей. Вот тогда можно будет конкретно сказать, что именно и по каким ценам люди потребляли в расчетном году. Это настолько абсолютная задача, что с ней справится даже свежевыпущенный студент.

Но к этой методике никто не прибегает, так как манипулировать данными по чекам будет уже сложнее

На инфляции, которой, как я считаю, в Казахстане монетарные власти манипулируют, завязаны несколько вещей:

  • доходы ЕНПФ — у Нацбанка есть обязательство инвестировать деньги вкладчиков с доходностью выше уровня инфляции
  • индексация зарплаты госслужащих, пенсий и пособий
  • предельные цены на социально значимые товары
  • ожидания инвесторов — как внутренних, так и внешних

На последнем пункте я хочу акцентировать внимание. Любой бизнес, инвестируя в экономику, всегда хочет зарабатывать выше инфляции. В период с 2008 по 2014 годы зарубежные инвесторы в Казахстане не верили в ее официальные показатели и условно ставили 10%. Такое неверие было систематическим, что в конечном итоге искажало ценность зарубежных денег.

— Предложения мажилисмена реальны и реализуемы или нужен другой путь?

— Они популистичны и не очень реализуемы. Но для депутатов это нормально, они и должны такие вещи говорить и обсуждать.

У нас в целом традиционно за все годы независимости меры точечной и горизонтальной поддержки экономики просто сменяли друг друга, когда приходило понимание, что ничего не работает. Помним же, как поддерживали и «национальных чемпионов», и экспортеров, а потом все равно переходили на массовые методы.

Практические действия вместо фантазий

— А это вообще нормально, что у нас в любой непонятной ситуации государство обязательно начинает кого-нибудь поддерживать?

— Нормально, протекционистские действия бывают в любой стране мира. Главное, чтобы это не сопровождалось коррупцией, но у нас так не получается.

— Так и эффект от этого должен же быть?

— Эффект есть. Хотя бы в том, что страна не обанкротилась и сохранила свой суверенитет. Вообще, справедливости ради отмечу, что живем-то неплохо, не обнищали.

А эффект экономических мер не обязательно должен сразу же выстреливать. Мгновенные результаты дают только тактические действия, которые через продолжительный период времени оказываются очень вредными.

В действительности, если отойти от нереализуемых мер к более практичным, в первую очередь Нацбанку нужно снизить базовую ставку

Сейчас она 14%, плюс минус 1%. Получается, что банки, когда хотят деньги, получают их под 15%, а какому-нибудь конечному заемщику выдадут их же, но уже под 17%. Чем это плохо?

Нацбанк стремится к снижению инфляции путем падения спроса на деньги. Но у нас так не работает, потому что у нас инфляция привозная, и эффект переноса составляет практически один к одному. Поэтому как только Нацбанк заявляет о повышении базовой ставки, по факту он только увеличивает инфляцию.

Меры, которые сейчас предпринимаются по отношению к рублю — его удорожание в ответ на удешевление доллара для достижения того же паритета — по факту увеличивают инфляцию у нас.

Да, мы перестали завозить какие-то промышленные товары, но продукты питания все равно завозим из России в больших объемах. У нас в принципе 40% всего импорта из России, а продуктового импорта и того больше.

Монетарные власти, с одной стороны, повышают стоимость денег, чтобы люди перестали потреблять, а с другой — правительство поддерживает это потребление через госпрограммы поддержки. Между ними никакой согласованности. А она должна быть.

И выглядеть это должно так: Нацбанк снижает базовую ставку, а правительство в ответ сокращает на эту долю объемы госпрограмм и увеличивает по ним стоимость помощи

В какой-то момент эти показатели придут к равновесию на уровне 8-9%. И при этом будет работать как базовая ставка, так и правительственные программы субсидирования.

Бюрократия такая бюрократия

— Почему до сих пор так не сделали? 

— Потому что так устроена бюрократия — бюрократы зачастую больше решают тактические вещи, чем стратегические. А борьба с инфляцией — задача стратегическая. Нужно привести стоимость денег в равновесие.

Но наша система устроена так, что большинству игроков текущие реалии выгодны. Невыгодны они только тем, кто не имеет голоса или которым просто некогда

А это обычные потребители. Но такие вещи имеют свойство накапливаться до критической массы, и происходит социальный взрыв.

В нашем случае нельзя из одной крайности впасть в другую — например, резко снизить базовую ставку. Это будет больно.

— Резко — это на сколько процентов?

— Если сразу на 4%, например. Больно будет, потому что сейчас из 10 трлн тенге всей денежной базы 2,5 трлн по состоянию на конец апреля завязаны в инструментах Нацбанка. Стерилизованы, так сказать. То есть Нацбанк сейчас держит на себе четверть всех денег в стране.

И как только он начнет резко снижать базовую ставку, начнется и резкий перекос на валютном рынке, и резкий отток капитала из страны

Он и так идет, но еще увеличится. Возникнет коллапс.

Следует помнить в целом, что один из инструментов базовой ставки не инфляционное таргетирование, а, как говорил один из бывших председателей Нацбанка, помощь банкам для увеличения их ликвидности и доходности.

В 2016 году, на момент принятия этой политики, банки были в очень плачевном состоянии. Но их временная поддержка стала постоянной.

И привести систему в порядок никто не хочет, хотя пора бы. Причем при согласовании с правительством

У нас одни и те же деньги вращаются по кругу, увеличиваясь в цене. Зарабатывают на этом только банковский сектор и очень крупные депозиторы-арбитражники, а вся экономика получает себе инфляцию и падение доходов. И этот шизоидный круг никто не может разорвать. Или не хочет.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter