Быстрый рост объема биржевых сделок по операциям валютного свопа в очередной раз напомнил, что обычно такое явление предшествует значительной девальвации тенге к доллару.
Сейчас эти продажи себя изживают, на что указывают итоги мая. Нацбанку за этот месяц пришлось скупить избыточное предложение инвалюты на внутреннем рынке в объеме $110,5 млн, поскольку субъекты квазигоссектора продали валютную выручку на $598 млн.
Ситуацию облегчило значительное снижение объемов конвертации средств из Нацфонда. Как сообщили в Нацбанке, для выделения трансфертов в республиканский бюджет в начале мая было продано лишь $4 млн, после чего конвертаций не потребовалось, так как трансферты обеспечивались за счет поступлений в фонд.
Кроме того, для поддержания валютной доли пенсионных активов на уровне не менее 30%, обеспечивающей диверсификацию инвестиционного портфеля, в мае для этой цели было куплено $74,5 млн на внутреннем валютном рынке.
Тем не менее, поскольку приток валюты на рынок в мае превышал спрос, обменный курс тенге продолжил укрепление к доллару и прибавил 6,8% — до 415,6 тенге. Ничего хорошего в этом нет как для экспортеров, продукция которых теряет конкурентоспособность на внешних рынках, так и для вкладчиков ЕНПФ, теряющих свои накопления из-за снижения инвестиционного дохода.
Как сообщил на днях глава Нацбанка Галымжан Пирматов, за пять месяцев 2022 года по пенсионным активам ЕНПФ сложился не доход, а инвестиционный убыток в 154,1 млрд тенге. Доходность пенсионных активов за последние 12 месяцев опустилась до 4,1%, что гораздо ниже годовой инфляции, которая в мае поднялась до 14%.
Вернемся к ситуации на биржевом рынке валютных свопов. По данным аналитиков Казахстанской фондовой биржи (KASE), в мае объем сделок увеличился по сравнению с апрелем еще на 9,3% — до $8 млрд 390,8 млн, в абсолютном выражении – на $712,8 млн.
Напомним, в апреле сложился прирост на треть, или $1 млрд 906,4 млн, а в марте обороты в этом секторе подпрыгнули к февралю в 3,2 раза, или на $3 млрд 989,3 млн. В итоге майский объем операций валютных свопов превысил февральский в 4,7 раз.
Поскольку сейчас подобные сделки заключаются не только по доллару, но также по евро и российской валютам, общий объем таких операций оценивается аналитиками KASE как в тенговом, так и в долларовом эквивалентах.
Нефть рухнет, тенге упадет — сценарий жизни при 50$ за баррель
В национальной валюте общий объем операций валютного свопа составил в мае 3 трлн 657,1 млрд тенге ($8 млрд 533,3 млн) с приростом к апрелю на 4,2%. А за пять месяцев 2022 года по сравнению с аналогичным периодом 2021 года сложился рост в 2,4 раз — до 11 трлн 845,5 млрд ($26 млрд 198,3 млн).
Добавим также, что задают тон на этом рынке «Народный банк Казахстана», ForteBank и межгосударственный «Евразийский банк развития». В последнем ключевым акционером является Россия, однако этот банк не подпал под санкции Запада. Находясь в Алматы, он вполне свободно проводит операции и с долларами, и с евро.
Спот-рынок иностранных валют KASE заметно оживился в мае вопреки заметному укреплению обменного курса тенге к доллару. Если в апреле обороты по американской валюте сократились в 1,7 раз до месячного минимума 2022 года в $2 млрд 68 млн, то за последний месяц весны сложился прирост на 16,7%, или $346,3 млн — до $2 млрд 414,3 млн.
В большей степени увеличился объем торгов единой европейской валютой – в 2,1 раз, до 73,5 млн евро. По рублям (8,1% — до 29 млрд 261 млн) и юаню (в 2,9 раз — до 253,5 млн) обороты снизились.
В тенговом эквиваленте общий майский объем сделок по ключевым инвалютам, торгуемым на KASE, вырос по сравнению с апрелем на 8,1% — до 1 трлн 288,1 млрд тенге. По итогам пяти месяцев 2022 года произошел прирост к аналогичному прошлогоднему периоду на 26,7% — до 6 трлн 885,2 млрд.
Объемы торгов долларом США на Казахстанской фондовой бирже (KASE), млн USD