Развитие города должно быть разносторонним и продуманным.
Алматы — уникальный мегаполис, расположенный в удачном месте, в комфортной климатической зоне. По своим характеристикам он близок к курортному городу благодаря мягкому климату и наличию рекреационных мест.
Но есть в южной столице и проблемы, решить которые возможно, и работа в этом направлении ведется. Об этом говорит Айдар Татыгулов, первый вице-президент Союза архитекторов РК и президент Проектной Академии KAZGOR.
Он считает, что городским властям необходимо гармонично развивать Алматы, тщательно прорабатывая вопросы транспортной инфраструктуры, развития жилых районов и парков. А производственный сектор должен развиваться с учетом соблюдения современных экологических норм.
— Если говорить о градостроительстве, в Алматы в первую очередь важно соблюдение определенной высотности зданий. Она должна быть ограничена. Есть такое понятие, как горизонт. И если смотреть на город с разных точек обзора, нужно чтобы горизонт смотрелся гармонично. А если появится большое количество высоток, мы можем испортить всю панораму. Высотные здания строить допустимо, но их в Алматы должно быть немного: несколько высоток как доминанты, а остальные средней и малой высоты. Это будет эстетично и правильно с точки зрения общего профиля города.
Правильным должно быть и расселение, чтобы исключить маятниковые движения людских потоков, которые мы сейчас наблюдаем
Утром люди едут в одну сторону, вечером — в другую. Чтобы этого не было, необходимо комплексное развитие территорий. В местах, где есть большое скопление жилых домов, жителей нужно обеспечить школами и всей востребованной инфраструктурой. Если все это будет в шаговой доступности, тогда и перемещений будет меньше. Сейчас обилие транспорта приводит к заторам, экологическим проблемам и психологической перегрузке горожан.
— А как нам улучшать инженерную инфраструктуру?
— Прокладывая инженерные сети, надо понимать, как это все будет функционировать не только завтра, но и через 10-15 лет. Если делать инженерную инфраструктуру надолго и качественно, она будет отвечать всем современным вызовам. Иначе в скором времени возникнет необходимость все менять, и по деньгам это будет гораздо дороже. Необходимый объем инвестиций и правильные своевременные решения позволят избежать проблем с инженерной инфраструктурой.
Я считаю, в этой сфере вместо традиционных подходов можно применять более современные. Некоторые трубы надо прокладывать наряду с каналами, обеспечив доступ коммунальщиков
Такую подземную инфраструктуру делают в западных странах: в каналах, проложенных под городом, обслуживающие их инженеры могут перемещаться. А у нас трубы в основном выкапываются, а потом закапываются снова, доступа к ним уже нет. Потому что так дешевле. Кроме того, срок службы труб, закопанных в землю, меньше. В Алматы встречаются узлы, где есть соединения труб, там предусмотрены подземные помещения, но их очень мало.
— А как быть с ливневой канализацией? Почему в последнее время она не справляется?
— Ливневая канализация в Алматы требует модернизации и переосмысления, город изменился. Профили арыков должны быть разные: большие, средние и маленькие. А у нас в основном применяются средние, из-за этого и проблемы. Важно учитывать и то, что вода это ценный ресурс.
Ее не надо просто гнать в нижнюю часть города, где она все обычно топит. Воду необходимо накапливать, фильтровать и использовать
То есть когда дождевая вода во время ливней идет по арыкам, ее надо направлять в специальные резервуары в отведенных местах. Потом эту воду можно использовать для полива деревьев в парках и газонов. Это разумный и экологичный подход.
— А как вы видите развитие транспортной инфраструктуры?
— Считаю, городу необходимы современные трамваи. И это не те, которые функционировали в советское время и действующие до недавнего времени. В этом плане нам надо изучить опыт современных городов, где трамвай активно используется.
Во-первых, это экологичный транспорт, во-вторых, он удобный, а в третьих, он относительно недорогой в эксплуатации
Также активно надо развивать метро: для Алматы оно просто необходимо. Количество станций, которые появляются каждый год, должно быть от трех до пяти, а не одна-две в пять лет, как сейчас.
Конечно, более ускоренный темп требует большего количества инвестиций. Но можно не прокладывать дорогостоящие глубокие тоннели. Сегодня есть множество примеров, когда метро вытаскивается на поверхность, и это в разы дешевле.
Плюс ко всему городу требуется больше автобусов, причем экологичных — электрических. Их должно быть гораздо больше, чем сейчас, чтобы оправдать выделенные полосы. Сами автобусы должны быть комфортные, чтобы люди захотели пересаживаться из автомобилей.
Что касается пригородов Алматы, туда нужно провести электрички. Чтобы с городом были связаны такие населенные пункты, как Талгар, Каскелен, Узынагаш, Иссык, Шамалган. Их можно интегрировать с метро. Тогда очень многие предпочтут этот вид транспорта, а у нас от обилия машин освободятся все подходы к городу.
— Какую роль сыграл перенос промышленных предприятий за город в развитии Алматы?
— Вынос промышленных предприятий в Индустриальную зону Алматы — это положительный момент. И тенденцию надо продолжать, потому что промышленные предприятия не должны располагаться рядом с жилыми районами. Кроме того, удобное расположение заводов рядом с железнодорожными путями способствует развитию промышленности в стране.