Бывший вице-президент парламента Хорватии Мато Арлович прокомментировал конституционный референдум в Казахстане.
Внесение изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан вызвало у меня особый интерес. Отчасти, благодаря тому, что выносятся они на общенациональный референдум, где решение будет принимать народ Республики Казахстан. Но еще больше мой профессиональный интерес вызвали содержательные аспекты конституционных поправок, из которых, безусловно, наиболее важными являются следующие.
Во-первых, дальнейшее расширение по объему, с одной стороны, а с другой стороны по содержанию и введение дополнительных конституционно-правовых норм, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан, равенство всех без дискриминации по какому-либо признаку. Сюда входит (что крайне похвально) и предложение о закреплении положения об отмене смертной казни в Конституции.
Во-вторых, предложения, направленные на дальнейшее конституционное регулирование модели разделения властей при соблюдении принципов взаимного сотрудничества и контроля, что является значительным шагом вперед не только в конституционно-правовом измерении, но и в плане развития политической культуры и демократии.
Это выражается, прежде всего:
а) в конституционном закреплении фундаментальных принципов всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, на основании которого народ как равноправная общность граждан избирает своих представителей в представительные органы государственной власти на национальном, региональном и местном уровне;
б) в реализации перехода от суперпрезидентской модели в президентскую с сильным парламентом, автономной, независимой и нейтральной судебной системой. Кроме того, это создание Конституционного Суда Республики Казахстан как самостоятельного органа, куда граждане смогут обращаться напрямую для защиты своих гарантированных Конституцией прав и свобод.
Эти изменения открывают два совершенно новых компонента. Принимая такую концепцию, будущая пересмотренная Конституция исходит из принципа, что все физические и юридические лица (включая органы государственной власти, органы местного и регионального самоуправления и органы публичной власти как юридические лица) подчиняются Конституции и закону и имеют столько прав, полномочий и обязанностей, сколько установлено правопорядком в соответствии с Конституцией. Отношения подчинения между органами управления и простыми гражданами исчезают. Все равны перед законом.
Более того, Конституция и закон строже относятся к ограничениям тех, кто обладает властными полномочиями, исходя из принципа, что лица, наделенные властью, имеют право делать только то, что позволяет им делать их право, а простые граждане могут делать не только все, что дает им право, но и то, что им не запрещено. Все эти изменения соответствуют принципам укрепления законности как одной из основополагающих ценностей новой пересмотренной конституционной структуры Республики Казахстан.
В-третьих, внесение поправок в Конституцию окончательно закрепит норму (как предлагается) о том, что народ является единственным собственником земли, ее недр и природных ресурсов, что является нововведением и, возможно, условием для преодоления и устранения всех споров и разногласий в Республике Казахстан.
Конечно, если адекватным и конституционно-правовым образом обеспечивается ответственное и демократическое управление, использование и распоряжение ими.
Не вдаваясь в детальные подробности предлагаемых изменений и дополнений в Конституцию, только на основании вышеизложенного уже можно сделать четкий вывод о том, что Республика Казахстан посредством этой конституционной реформы делает еще один значимый шаг для укрепления принципов правового государства. Это, как отмечают некоторые, положит начало построению Второй Республики — Нового Казахстана. Я совершенно согласен с такой оценкой.
Именно этот факт дает мне право отдать должное мужественному, разумному и решительному демократическому шагу, который предпринял Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, являющийся инициатором этих масштабных реформ.
Принимая эту редакцию Конституции, Республика Казахстан закрепит правовую основу для дальнейших реформ, модернизации и построения современного и демократического государства, основанного на верховенстве права и Конституции, обеспечивающего защиту конституционно гарантированных прав и свобод человека (и меньшинств), где во главу угла ставятся вопросы поддержания мира, безопасности и свободы.
Я уверен, что все демократические государства и народы не только с уважением отнесутся к этой конституционной реформе в Республике Казахстан, но также будут поддерживать Казахстан в ее дальнейшей реализации во благо всех граждан страны и всех последователей демократических и либеральных идей, ценностей и целей.
Искренне поздравляю народ Республики Казахстан и его ответственное и мудрое руководство с этим демократическим шагом вперед. С внесением поправок и дополнений в Конституцию Республика Казахстан обеспечивает себе достойное место среди современных демократических государств. Приветствую Казахстан в этом клубе и желаю народу Казахстана процветания, дальнейшего развития и прогресса в условиях мира, свободы и безопасности.
доктор наук Мато Арлович
— судья Конституционного суда Республики Хорватия,
— бывший вице-президент Парламента Хорватии,
— зарегистрированный ученый и исследователь Республики Хорватия в области права и конституционного права,
— член Совета за мир и права человека
Академии наук и искусств Хорватии,
-член Общества дружбы «Хорватия-Казахстан»