25 апреля маслихат Алматы утвердил основные направления, по которым будут развиваться городские дорожные коммуникации.
В нем не оказалось легкорельсового транспорта, которым власти планировали заменить трамваи, только по той причине, что новому акиму города Ерболату Досаеву приходится практически с нуля вести переговоры с инвесторами о реализации этого дорогого проекта.
Спасение экологии и дорожного движения мегаполиса эксперты из разных проектных организаций видят в системном подходе. Но в первую очередь их внимание сконцентрировано на улучшении дорожного покрытия в недавно присоединенных к городу районах, дальнейшему развитию метро и пробивке крупных дорожных артерий.
Поэтому после долгих обсуждений, что же из реально возможного должно войти в план развития транспортной инфраструктуры города до 2025 года, депутаты маслихата утвердили:
Отсутствие в этом документе упоминания об ЛРТ удивило алматинцев. Но этому есть объяснение.
В середине марта аким Ерболат Досаев обсуждал с вице-президентом ЕБРР Аланом Пию дальнейшие планы по реализации совместных инфраструктурных проектов. И возможности строительства легкорельса — в том числе
Тем более, что в 2015-2018 годах ЕБРР уже проводил исследования по целесообразности реализации проекта строительства и эксплуатации системы ЛРТ. И тогда жизнеспособность идеи подтвердили не только текущие реалии с загруженностью алматинских дорог, но и финансовые возможности города.
Ровно 5 лет назад, в конце марта 2017 года в рамках программы развития ООН «Устойчивый транспорт Алматы» приглашенные для решения транспортных проблем города эксперты-консультанты вообще прогнозировали скорый коллапс на дорогах, если не предпринять срочных мер.
«Сегодня мы можем отметить седьмую годовщину обсуждения проекта ЛРТ, — сказал тогда эксперт из Нидерландов Гвидо Бруггерман. — Четыре года назад мэр одного из городов сказал: «Давайте построим ЛРТ» и в прошлом году они его запустили. За семь лет семь городов Турции запустили свои системы ЛРТ. Страны Северной Африки: Марокко, Алжир, Тунис запустили ЛРТ. Недавно в Коломбо – столице Шри-Ланки представили план по строительству шести новых ЛРТ. Почему в Алматы мы никак не продвигаемся? Каждый день мы ждем реализации проекта и каждый день, потраченный на ожидание, потрачен впустую.
Даже если решение будет принято сегодня, потребуется еще пять лет до ввода в эксплуатацию. И в 2022 году вы не сможете вообще передвигаться по Алматы,
потому что каждая улица в городе превратится в проспект аль-Фараби. Исследование показало, что каждый третий алматинец тратит на дорогу из дома на работу и обратно более часа ежедневно».
А заместитель генерального секретаря Международного совета общественного транспорта Мохаммед Мезгони вообще сказал, что при правильном подходе к решению вопроса с ЛРТ он обойдется городу не дороже строительства нового моста. И отметил, что каждый вложенный в транспорт доллар генерирует до 3-4 долларов за счет новых рабочих мест и улучшения транспортной ситуации.
Прогнозы Гвидо Бруггермана о превращении всех городских магистралей Алматы в проспект аль-Фараби сбылись частично.
Но отчасти проблему перегруженности дорог и скорости передвижения населения решили односторонние улицы и линии БРТ
Это далеко не все возможности, которые город использовал для решения транспортных задач.
Конечно, за прошедшие с той интересной дискуссии 5 лет в Казахстане случился скандал со строительством ЛРТ в Астане и значительно изменился курс доллара. Но дорожные проблемы остались острыми как прежде. Учитывая, что у алматинцев нет стойкого неприятия к идее строительства легкорельса, у акимата есть все козыри вернуться к теме ЛРТ уже не на словах, а на деле. К тому, же, соединение легкорельсом города с пригородом, куда метро протянуть невозможно, значительно улучшит сообщение с густонаселенными территориями.