Грядущие изменения вполне могут устранить сложившуюся деформацию в политической системе, считает политолог Талгат Калиев.
Политолог Талгат Калиев рассказал, как изменения в Конституцию повлияют на политическую систему в стране.
По его мнению, в обществе распространились искаженные представления об этой сфере жизни государства. И все это благодаря десятилетиям консервации политического процесса под лозунгом «Сначала экономика, затем политика».
Депутатов стали путать с чиновниками, назначаемых чиновников стали называть политиками, а партии в массовом представлении утратили свою сущностную роль. Более того, функционеров как минимум правящей партии стали воспринимать как чиновников, считает он.
«Во многом это было связано с председательством в партии как самого президента, так и распространенной по вертикали практикой руководства акимами в ее филиалах. По сути, в стране сформировался параллельный чиновничий класс, надо признать, мало пользовавшийся популярностью и доверием в обществе. Поэтому решение президента Касым-Жомарта Токаева должно устранить сложившиеся деформации», — рассуждает эксперт.
Согласно новым поправкам в Конституцию, президенту, председателю и судьям Конституционного суда, членам высшей аудиторской палаты и центральной избирательной комиссии отныне будет запрещено членство в политических партиях. Что предполагает соблюдение принципа их равноудаленности от всех политических сил в стране и руководство в действиях не политической конъюнктурой, а буквой закона и интересами страны.
То есть в обновленной Конституции появится список должностных лиц, которым законодательно будет запрещено заниматься политикой в период осуществления своих полномочий.
Абсолютно логичным стал и принцип избрания спикером мажилиса лидера партии парламентского большинства. Поскольку именно избираемые, а не назначаемые представители власти являются полноценными политиками, и именно за их места разворачиваются электоральные гонки.
«По сути, в настоящее время в стране формируется классическая конфигурация, стимулирующая рост политической активности. Чему свидетельством можно считать ряд состоявшихся заявлений о намерениях создания новых партий», — говорит политолог.
Вместе с тем, по словам Калиева, сегодня сохраняются риски попыток реставрации позиций прежнего правящего клана, в том числе путем эксплуатации открывающихся возможностей. Нет гарантий, что за новыми партиями не будут стоять представители олигархов, а громкие разоблачения будут продиктованы гражданской позицией, а не информационными войнами.
«Учитывая, что значительная часть экономики все еще сконцентрирована в руках прежних кланов, вероятность их попыток восстановить позиции и прежние порядки можно оценивать как чрезвычайно высокую. И зависеть это во многом будет не от поведения власти, а от способности общества распознать их, а не оказаться вновь в плену прежних искажений», — заключил эксперт.