После передела власти в стране уголовных дел по коррупционным нарушениям стали заводить больше.
За январь–март 2022 года в Казахстане зарегистрировано 725 коррупционных преступлений, что на 26,5% больше, чем годом ранее. Среди них 521 случай отнесли к тяжкой степени, 168 — к средней тяжести, 27 — к небольшой тяжести, а 9 — к особо тяжким.
Треть всех зарегистрированных коррупционных преступлений пришлась на получение взятки: 246 случаев — сразу на 48,2% больше, чем годом ранее. На втором месте — дача взятки: 198 нарушений, плюс 14,5%. На третьем — присвоение или растрата вверенного чужого имущества: 88 случаев — на 31,3% больше в сравнении с 2021 годом.
Юрист Сергей Уткин объясняет рост коррупции тем, что после январских событий произошла смена элит. И были заведены дела на многочисленных родственников и приближенных лиц к прежнему руководству.
— Отхлынула очень большая группа. Соответственно, по ним начали возбуждаться уголовные дела
Вообще, у нас в Казахстане всегда принято относить отдельно взятое должностное лицо к кому-то. Так и спрашивают: кто его «крыша»? А в данном случае «крыша» прохудилась, и многих начали «трясти», возбудили дела.
Сергей Уткин
По крайней мере, будучи практически ежедневно на судебных заседаниях, в том числе и в онлайн-формате, а также общаясь со следователями и полицейскими, я не вижу особо положительных перемен. Все примерно на том же уровне: принципиальных демократических изменений не произошло, меньше коррупции и больше порядка не стало.
Я вижу лишь то, что на смену представителей одних элитных групп пришли представители других. Это должностные лица в государственном и квазигосударственном секторах — в министерствах, различных ведомствах, акиматах.
Но я не отрицаю, что какие-то положительные перемены все же произойдут — станет больше демократии и прозрачности, на это нужно время. Лично я Токаеву доверяю, — выражает мнение Уткин.
По его наблюдениям, положительные перемены обычно видны в диапазоне 5-10 лет. И прогресс в этом направлении медленно происходил.
— Если сравнить, то десять лет назад ситуация в разных сферах власти была значительно хуже.
Сейчас у чиновников и полицейских гораздо больше страха и гораздо меньше самих фактов коррупции
Если раньше водителей в месяц останавливали три-четыре раза, сейчас это происходит гораздо реже. В судебной системе так же.
Приведу пример: лет восемь назад моя знакомая защищала свою компанию в суде, на которую подали иск. Хотя сама она не юрист. По окончании заседания ее подозвал судья и тихонечко назвал сумму, чтобы решить вопрос в ее пользу. Сегодня такое невозможно представить — ни один судья не рискнет в открытую так себя вести. По простым делам в суде гораздо меньше стало выноситься коррупционных решений. Поэтому в долгосрочной перспективе, думаю, можно надеяться на дальнейшее улучшение, — заключает юрист.