Какие шаги позволят избежать экологической катастрофы, рассказал общественник Сергей Пономарев.
70% казахстанских электростанций работают на угле. Не исключение и крупнейшая ТЭЦ-2 в Алматы, и многочисленные ТЭЦ, расположенные вокруг мегаполиса. По мнению Сергея Пономарева, строительство АЭС на Балхаше позволит улучшить экологическую ситуацию в южной столице.
— В Илийском районе наш город опоясали мелкие ТЭЦ, ведь там много поликлиник и воинских частей. Их котельные ежегодно сжигают по 100-200 тонн угля.
Если будет построена АЭС, снизится парниковый эффект, не будет страшных выхлопов, отравляющих Алматы
Тем более, мы сжигаем бурый уголь Экибастуза. Через два-три года будет вообще невозможно дышать. Гидроэлектростанции в качестве альтернативы тоже есть. Но, к сожалению, с каждым годом у нас все меньше и меньше приток воды, особенно в трансграничные реки — Или и Иртыш, поэтому они проблему не решат. Есть еще ВИЭ — ветроустановки и солнечные батареи. Государство дает им колоссальные льготы, а НДС они не оплачивают. Но они составляют всего три процента среди всех источников выработки электроэнергии, — констатирует он.
При этом Пономарев отмечает, что за 30 лет независимости Казахстан не строил энергетических объектов, а советское оборудование уже в основном изношено до предела, пример тому падение трубы ТЭЦ в Петропавловске.
— Поэтому многие и видят выход в строительстве атомной электростанции. Но это долгий путь. Район Балхаша был выбран не случайно: безлюдное место с готовой инфраструктурой — еще в советские годы там должны были строить теплоэлектростанцию.
Сейчас рассматривают четыре варианта строительства АЭС — от Японии, Франции, Кореи и России. Стоимость проекта будет примерно 12 млрд долларов
Окончание строительства намечено на 2035 год. А пока, считаю, нужно перевести ТЭЦ-2 в Алматы на газ.
Модернизация с оставлением в качестве топлива угля — это не решение вопроса, какие бы фильтры не были установлены. Но опасность в том, что в Казахстане нет чистых месторождений газа.
Газ у нас добывают дополнительно на месторождении в Жамбылской области. Но Казахстану его конечно не хватает, мы покупаем голубое топливо за рубежом. Тем не менее политическое решение по переводу ТЭЦ-2 на газ уже принято. Работы вовсю идут. К 2025 году, думаю, газификация ТЭЦ-2 произойдет, — говорит Пономарев.
Кроме того, очень важно, по его мнению, в целях улучшения экологической ситуации внедрять в Алматы электротранспорт.
— Нужны не только электрические троллейбусы, но и электромобили для рядовых граждан. Причем не дорогие Tesla, а китайские авто, которые по стоимости сопоставимы с нашими.
Я предлагал пересадить на электромобили акимат. Причем сделать так, чтобы машина была не в индивидуальном пользовании у каждого чиновника, а чтобы он мог вызвать ее по требованию. Для этого надо, чтобы за акиматом было закреплено, условно, сто электромобилей.
Нужны и электротакси. Кроме этого, чтобы развить инфраструктуру для электромобилей, надо запустить хотя бы 400 машин. И если массово появятся станции подзарядки, думаю, многие предпочтут именно такие авто
Люди увидят, что обслуживать машину с электродвигателем гораздо дешевле, чем ту, которая работает на бензине. А для многих из нас экономические стимулы самые важные.
Если электрозарядка будет стоить, условно, тысячу тенге, а заправиться бензином — 15 000, многие предпочтут первый вариант. К тому же электромобили могут проехать без зарядки до 200 километров. И отличный бонус — отсутствие вредных выбросов. Это нам может продемонстрировать опыт Китая, — заключает Сергей Пономарев.