Никакими международными договорами не предусмотрено, чтобы страна-эмитент валюты отказалась признавать подлинными средства, хранящиеся в ее банках.
Министерство финансов США 4 апреля решило прекратить предоставлять России возможность платить по суверенному валютному долгу средствами из замороженных в американских банках международных резервов.
Уже 6 апреля Россия впервые выплатила госдолг на 650 млн долларов в рублях, что международные рейтинговые агентства расценили как технический дефолт. Разные эксперты считают, что при таком положении дел с вероятностью в 99% возможен дефолт в течение года.
Россия же считает, что ее валюту украли. Глава российского минфина Антон Силуанов в эфире телеканала «Россия 24» так и заявил:
«Эти средства, если они заблокированы, то можно считать, что они украдены. У нас доступа к этим средствам нет».
В Казахстане также есть российские активы. И еще непонятно, как ситуация отразится на нас, если международные партнеры выдвинут какие-то требования. Экономист Айдархан Кусаинов считает, что Казахстану ничего не грозит, а к вероятности реального дефолта России относится скептически.
— Айдархан, сам факт того, что Россия расплачивается по евробондам в рублях, свидетельствует о техническом дефолте или нет?
— Формально — да. Но на рейтингах и позициях России это никак не отражается. Давайте дождемся, признают ли кредиторы техническим дефолтом рублевые выплаты России по госдолгу.
Формально, чисто по договору, Россия должна была платить в той валюте, в какой занимала. И оплата в рублях — нарушение договора. Но валюта-то у России есть, просто ее лишили доступа к этим средствам
Если смотреть на ситуацию в общем, заплатила в рублях Россия не потому что у нее нет денег, а потому что, как говорит Россия, у нее украли валюту.
— Заморозку можно воспринимать так? Силуанов прав?
— Да, поэтому дальше юридически кредиторы могут объявить России технический дефолт. В этом случае нужно будет разбираться, на каком основании у нее украли ее деньги? Потому что их нет.
Сами по себе санкции противоречат любым договорам. Потому что нет никакой логики и здравого смысла в том, чтобы удерживать валюту другого государства и не считать ее валютой вообще.
Ни один договор в мире не предусматривает того, чтобы страна-эмитент без суда и следствия в одностороннем порядке запретила пользоваться своей валютой другому государству
Всегда считается, что страна-эмитент валюты отвечает по своим бумагам. С этой точки зрения США, фактически отказавшись признавать подлинными доллары России, замороженные в американских банках, первыми допустили дефолт.
И очень интересно, какими будут действия кредиторов. Я напомню, что по суверенному долгу Россия уже дважды платила в валюте, и ей спокойно конвертировали эти деньги. Платежки минфина в валюте прошли буквально недавно.
— Это было до 4 апреля, а после этой даты, видя, что санкции не действуют, Штаты окончательно перекрыли кислород.
— Это уже вопрос к ним. И даже если технический дефолт все-таки объявят, в следующие несколько месяцев будут разборки. А позиция России четкая: выписки из счетов есть, доллары в наличии.
— От формально технического дефолта и признания его кредиторами до реального далеко? Насколько он вероятен?
— Как и технический, реальный дефолт не вероятен. Потому что деньги у России есть. Поэтому эта глупая игра в запрещалки расплачиваться за кредиты путем заморозки счетов рано или поздно закончится тем, что вопросы начнутся уже к недружественным странам, заморозившим счета.
— Как в дальнейшем будут развиваться события и как они могут отразиться на Казахстане?
— Не знаю, потому что сейчас экономическая война идет вообще вне всяких правил. Наверное, Россия продолжит спокойно реагировать на запреты расплачиваться по кредитам в долларах. Думаю,
потом начнется кросс-дефолт, потому что получатели российских денег тоже на них рассчитывают
А дальше история будет простой — какие-то компании откажутся признавать технический дефолт России и начнут разбираться с американским правительством. Клубок проблем, которые последуют, будет достаточно внушительным.
— Какова вероятность того, что к западным властям начнутся вопросы от собственного бизнеса, которому санкционные меры мешают работать?
— Очень велика. Уже сейчас европейские промышленники выступают категорически против эмбарго на газ. И подобные движения в мире идут очень активно. Кроме того, цены значительно выросли во всем мире, а у Байдена сейчас рекордно низкий рейтинг из всех американских президентов. Поэтому процесс будет идти и дальше.
Санкции уже бьют по бизнесу этих стран. Инвестиции заморожены. Западные компании, которые работали на российской бирже, не могут из нее выйти
Согласно всем процедурам, у них есть только вариант продажи бумаг на российском рынке. Но в итоге они получат деньги на рублевый счет и будут ждать, когда их конвертируют после разморозки российских валютных резервов.
Поэтому на самом деле сейчас главный инфоповод не вероятность технического дефолта России, а попадание в заложники западных компаний от влияния антироссийских санкций.
На Казахстане это никак не отразится. Мы независимая страна, на нас нет санкций, к санкциям против России мы не присоединялись и российские активы не замораживали.