Во вмешательство внешних сил и попытку госпереворота верят не все.
В казахстанском обществе до сих пор не сформировалось окончательного мнения о природе алматинских событий, утверждают социологи. Хотя о причинах начала митингов по стране в целом единое понимание у подавляющего большинства имеется. Но почему затем в Алматы начались беспорядки и погромы?
Общественный фонд «Стратегия» провел социологический опрос на тему, как в регионах граждане сами себе объясняют события в Алматы? В исследовании приняли участие 1,6 тыс. человек во всех регионах. Результаты оказались довольно интересными.
Подавляющее большинство (1,2 тыс.) считает
главной причиной выхода на акции протеста по всей стране ухудшение социально-экономической ситуации
Это повлекло рост недовольства и протестных настроений.
— Ответы участников опроса на открытый вопрос сводились к следующим описаниям: «ухудшение условий жизни населения, удорожание продуктов питания, работа властей только для себя, а не для народа»; «нехватка денег, и когда она дошла до критической точки у большей части населения, люди вышли митинговать»; «подорожание продуктов питания, люди давно уже не позволяют себе одежду, молчат, а тут продукты в кредит брать (приходится), уже предел»; «бездействие власти на требования народа, ухудшение качества жизни, маленькая зарплата в городах и регионах»; «низкая зарплата, безработица, необоснованные дорогие продукты питания, социальное положение, разница между богатыми и бедными» и др., — перечислили социологи.
Далее исследователи задались вопросом – насколько эти причины характерны для произошедшего именно в Алматы?
Сначала выясняли, какая доля опрошенных следила за алматинскими событиями. Из числа респондентов события были неинтересны лишь 4%, 81% наблюдали, из них 45% следили постоянно.
Самую высокую долю интереса социологи отметили в ЗКО, Мангистауской, Карагандинской, Жамбылской, Костанайской областях и Нур-Султане.
В самой Алматы следили за ситуацией всего 46% опрошенных. Также оказалось, что в СКО, Туркестанской, Кызылординской областях и в Шымкенте процент интересующихся оказался очень низок.
Авторы отметили, что в обществе так и не сложилось общего целостного представления как о причинах протестов, так и об оценке того, что последовало дальше:
Каждый десятый затруднился с ответом.
Больше всего, как видно из диаграммы, об экономическом протесте утверждают жители Шымкента, Туркестана и Павлодарской области. Социологи подчеркнули, что в самом Алматы так думают только 38% респондентов.
Удивили социологов результаты Мангистауской области, поскольку началось все именно там. Но жители региона своей значимой роли в алматинских событиях так и не увидели.
При этом 60% опрошенных из этого региона считают, что в Алматы была попытка госпереворота. В остальных областях это мнение распространено заметно меньше.
Лидерство среди скептиков тут заняли СКО, ЗКО и Павлодарская область, где версию поддержали всего 16-17%. В Алматы эта гипотеза тоже особой поддержкой не пользуется, положительно на вопрос ответила всего четверть респондентов.
Алматинцы подтверждают социально-экономическую подоплеку (38%), но также видят и дальнейшее вмешательство в события внешних сил (36%). В СКО и ЗКО результаты опросов примерно такие же. Меньше всего гипотезу внешних сил поддерживают в Карагандинской, Акмолинской областях, а также в Нур-Султане и Шымкенте.
Социологи предположили, что такие расхождения во мнениях объясняются «ментальными особенностями» жителей и перечнем потребляемых ими СМИ.
— При этом, как показал опрос, не сформировалось целостного представления, общественного мнения по поводу причин январских событий и того, к чему они привели.
В итоге 11% думает, что по итогам протестов января ситуация будет ухудшаться, 28% — что ничего не изменится, а еще 15% не знают, что думать на эту тему
Но все-таки почти половина (46%) полагают, что ситуация будет улучшаться, — резюмируют авторы исследования.