Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
445
+0.37
EUR
477
+2.08
RUB
4.82
+0.02

В Новом Казахстане Ассамблея народа должна работать по-новому — эксперт

28-29 апреля прошли ХХX и ХХXI сессии Ассамблеи народа Казахстана. В первый день проводились голосование и экспертные дискуссии, во второй — сессия под председательством Касым-Жомарта Токаева. В работе сессии в онлайн- и офлайн-форматах приняли участие более 700 человек. В их числе:

  • члены АНК из всех регионов
  • представители республиканских и региональных этнокультурных объединений
  • депутаты парламента
  • руководители центральных и местных исполнительных органов, религиозных объединений
  • представители НПО, научной и творческой интеллигенции
  • СМИ

Чего не хватает?

Жулдызай Искакова, аналитик-менеджер НАО «КИОР», принимала участие в первой сессии в качестве спикера и поделилась своими впечатлениями.

— На мой взгляд, за 27 лет работы впервые это мероприятие прошло с минимальным пафосом и большей возможностью для диалога. В первый день поднимались проблемные вопросы этнополитики. Там высказывалась критика и озвучивались реальные результаты работы. В своем выступлении я отметила роль той модели этнополитики, которая была выбрана в 90-е годы, и те недостатки, которые я вижу в работе АНК сегодня.

Считаю, что Ассамблея народа Казахстана имеет большой потенциал, но он в должной мере не раскрыт

Люди, которые работают там многие годы, это большие патриоты. Часто они работают даже безвозмездно, а порой вкладывают в деятельность своих этнокультурных объединений и личные средства, чтобы организовать те или иные общественные мероприятия.

При этом я убеждена, что только открытость и прозрачность работы этой организации будут способствовать ее востребованности и повышению доверия в обществе, — подчеркивает она.

Размытый функционал

По наблюдениям Искаковой, сегодня границы между этносами все больше размываются, казахстанцы все чаще ощущают себя частью больших социальных, профессиональных и других групп, а не ограничиваются только рамками этноса. Положительные тенденции в этой сфере фиксируют и данные Всемирного обзора ценностей (WVS). Согласно им, степень единения граждан в нашей стране растет. А

в сравнении с другими странами региона в Казахстане фиксируется один из наиболее низких показателей этнической нетерпимости и напряженности

— Но наряду с положительными результатами есть и критические аспекты. Полагаю, что назрел этап, когда необходимо пересмотреть подходы АНК, и вижу, что понимание этого есть.

Назову три причины. Во-первых, со времен создания АНК в 1995 году и выхода закона о ней в 2008 году в стране изменилась экосистема этнополитики. Сегодня многие функции этой организации, предусмотренные законом, стали неактуальны и перешли в другие институции.

Так, в 2020 году появился специальный Комитет по развитию межэтнических отношений, роль которого частично выполняла Ассамблея. До 2020 года не было и Института прикладных этнополитических исследований, который проводит научно-аналитическую работу

Изменились этническая и демографическая структура населения. Как следствие изменилась и приоритетность вопросов внутри этнополитики. Закон об АНК устарел, и во второй день работы сессии президент отметил, что он будет пересмотрен.

Доступность и прозрачность

— Во-вторых, мы живем в информационную эпоху, когда любая деятельность должна подкрепляться информацией. Нет информации о результатах деятельности АНК, значит, нет доверия со стороны общества.

Если мы заглянем в Закон об АНК, в нем можно найти целых 16 пунктов основных направлений ее деятельности. Однако отчетов о проделанной работе по этим направлениям и результатов исследований в отрытом доступе просто не найти

А между тем прозрачность, открытость и понятность работы – это ключевые критерии, на которых должен строиться Новый Казахстан.

В-третьих, на новом этапе развития нам нужны прозрачные механизмы формирования политического представительства на всех уровнях, будь то Ассамблея или всеобщие выборы.

Нет прозрачности – нет доверия, а нет доверия – значит, работа априори ведется неэффективно.

Жулдызай Искакова

Жулдызай Искакова. Фото: Sputnik Казахстан

Своими реформами президент Токаев уже дал старт модернизации АНК. Теперь, согласно предстоящим поправкам в Конституции, представительство этой организации в парламенте будет осуществляться через президентскую квоту в сенате, а не в мажилисе, как прежде. Это гораздо корректнее.

Однако здесь предстоит учесть прозрачность механизмов и критериев выдвижения депутатов. Это президент также отметил в своем выступлении на сессии АНК, — замечает Жулдызай Искакова.

Национальный бренд

По мнению аналитик-менеджера НАО «КИОР», ни у одного гражданина страны не должно возникать вопросов по поводу прозрачности процедуры отбора. Это важно учесть, так как сейчас закладываются основы будущего Казахстана. Очень важно, чтобы предлагаемые правила работали и через пять, и через десять лет, и не возникало желания их изменить.

— Сейчас на наших глазах мир меняется. Эксперты прогнозируют спад экономических показателей не только в нашей стране, но и в мире в целом. А как известно, в такие непростые периоды конфликтный потенциал в обществе повышается.

В это время как никогда важно иметь сильные гражданские институты, способные самоорганизовывать общество для реагирования на различные вызовы, а не ждать пока государство начнет вмешиваться в процессы

На мой взгляд, АНК необходима, это наш национальный бренд и наше достояние. Однако роль ее в Новом Казахстане должна измениться, и я вижу, что процесс уже запущен, — заключает она.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter