Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Советник председателя АСПиР прокомментировала поправки в Конституцию

190
фото с сайта liter.kz

Так, по словам советника председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПиР), статья 32 фактически закрепляет процесс ввода выборности акимов. И этим формулировкам – духу и букве основного закона – уже будет соответствовать весь остальной массив законодательных актов.

«Текущий консенсус общий по пересборке вертикали власти таков: президент предлагает кандидатов в акимы регионов (две кандидатуры на выбор маслихата), а все акимы на нижестоящих уровнях исполнительной власти избираются. Почему так? У нас есть два вида акимов: (1) аким, который управляет административным образованием, (2) аким, который управляет населенным пунктом.

Критическая разница тут в людях. У акима второго вида есть люди, живущие в рамках границ НП, есть конкретные местные сообщества со своими повестками и, значит, есть напрямую вовлеченные в электоральные действия избиратели.

Акимы «административных единиц» управляют не жизнью сообщества, а именно развитием территории (регион, большой район). Тут часто возникают задачи, не связанные напрямую с жизнью местных сообществ. Если посмотреть на акимов так, то понятно, что выборность нужна там, где будет этот активный процесс торга «наш голос в обмен на результаты». В случае с акимами регионов это еще и вопрос унитарности политик», — отметила Сабина Садиева.

Она напомнила, что уволить акима может как президент, так и маслихат: «Маслихат большинством голосов от общего числа его депутатов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности».

«Именно эта норма приводила к тому, как маслихаты формируются сейчас – тщательно взвешенная смесь бизнесменов (получают заказы), руководителей госучреждений (подконтрольны), НПО (получают госсоцзаказ). Если у нас произойдет «разгосударствление» партий, и они начнут работать на улицах как общественные организации, то и маслихаты могут измениться. И это даже важнее, чем выборность акимов (да, я еще раз это напишу: возможность уволить акима важнее, чем возможность один раз проголосовать за него)», — считает Садиева.

Далее в статье 44: 4) в подпункте 7) слова «Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета» заменить словами «Высшей аудиторской палаты».

«Это значит, что Счетный комитет теперь будет проверять не только деньги республиканского бюджета (РБ), но и местных бюджетов (МБ). Если на уровне РБ наш Счетный уже вышел на уровень аудита эффективности, считал там эффективность, сравнивал показатели стратегии, то на уровне местного бюджета им придется просто пока давить на инспекцию и предотвращение хищений», — рассказала советник председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам.

Он подчеркнула, что Счетный комитет де-факто давно вышел за рамки «контроля за республиканским бюджетом», он старался проверять и ТОХИ (трансферты из республиканского бюджета в нижестоящие), и заходить в нацкомпании, которые получали пополнение уставных капиталов из республиканского бюджета. Проверял по поручениям использование средств Нацфонда, какой-то экстренный аудит по нацкомпаниям. Теперь же можно спокойно, без административных препятствий делать это же самое, и акимы уже не смогут ограничивать их, аргументируя «это местный бюджет!»

«Тут сложно точно описать механику реформы. Может дождемся какой-то концепции по Высшей аудиторской палате. Дождемся также решений по ревизионным комиссиям в регионах, и тогда будет понятно, как наш Supreme Audit Institution будет работать», — сказала Сабина Садиева.

Напомним, Конституционный совет принял к производству обращение Касым-Жомарта Токаева по рассмотрению поправок в Конституцию.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter