Пересмотр Казахстаном меморандума 2021 года о сотрудничестве с группой Сбер по цифровой трансформации Казахстана связан с санкциями.
Премьер-министр Аскар Мамин и глава группы компаний Сбер Герман Греф подписали меморандум 3 сентября 2021 года на Восточном экономическом форуме. Церемония подписания документа прошла с участием глав обоих государств. Проект по переходу электронного правительства Казахстана на платформенную модель стоимостью не менее 500 млн долларов предполагался на кредитные деньги Сбера. Министр цифрового развития Багдат Мусин и его заместители регулярно комментировали эту сделку, которая подверглась резкой критике общественности.
25 марта, спустя месяц после начала вооруженного российско-украинского конфликта, когда «Сбербанк» оказался под санкциями, информационный портал Vlast опубликовал ответ минцифры на журналистский вопрос о перспективах подписания соглашения со Сбером о цифровой трансформации Казахстана.
«На сегодняшний день вопрос подписания соглашения на повестке не стоит», — ответило ведомство журналистам. И добавило, что
«в связи со сложившейся обстановкой в мире министерство рассматривает развитие нескольких сценариев и готовится к каждому из них»
15 апреля вице-министр цифрового развития Аскар Жамбакин заявил, что Казахстан пересматривает свои возможности, принято решение с АО «НИТ» сделать платформу своими силами, привлекая казахстанские IT-компании. Начался общественный резонанс.
Вскоре, правда, из ведомства последовали уточнения:
«Заявление вице-министра истолковано неверно. Мы проводим оценку рисков, в том числе с учетом геополитической обстановки, анализируем ситуацию с учетом мнения экспертной среды и общественности. На сегодняшний день никаких юридических отношений с группой Сбер по реализации платформы нет».
Вся эта история — от появления самой новости о привлечении Сбера к строительству платформы цифрового Казахстана до предполагаемого отказа от этого сотрудничества — полна вопросов. Главный, конечно, заключается в том, сколько сейчас в этой сделке политики. Президент Интернет Ассоциации Казахстана Шавкат Сабиров сделал свои предположения.
— Последние события вокруг платформы неоднозначные. Нам ведь говорили, как Казахстану важен этот проект, придумывались разные причины, почему его будет делать именно Сбер…
— Этот проект Казахстану действительно важен и нужен, причем уже лет 9-10. И причина выбора именно Сбера объяснялась выделением кредита на платформу. В принципе,
причина объективна — разработка и установка такой платформы, если делать ее своими силами, потребует очень приличных денег, которые нужны именно сейчас
и будут нужны еще несколько лет в качестве инвестиций. Кредит Сбера позволил бы в короткий срок поставить платформу, а рассчитываться за нее в течение долгого времени.
— И что изменилось?
— Сбер оказался под санкциями и вообще изменились условия во всем мире. Мы возвращаемся снова к варианту еще раз пересмотреть, нужен ли нам Сбер, можем ли мы сами, в состоянии ли, потому что, к сожалению, такой базы у нас нет. У нас получится ее создать, но не так быстро, как это нужно государству.
Мы провели у себя аудит информационных систем, электронного правительства, и теперь стоит вопрос — если платформа, то какая?
Вернулись на начало, но теперь у нас есть хотя бы данные по состоянию нашей информационной инфраструктуре и программным средствам.
— А как так министерство говорит, что никаких юридических отношений с группой Сбер по реализации этого проекта нет, если есть меморандум? Даже был выбран главный казахстанский подрядчик.
— Именно так, поэтому я думаю, это просто оговорка.
— Не много ли оговорок вокруг такого проекта? Еще полгода назад нам говорили, что цифровой Казахстан спасет только Сбер и никто другой, сейчас разговоры уже другие.
— Думаю, главная причина в том, готов ли Сбер сейчас на выделение такой кредитной линии? Где Казахстан найдет такие деньги, если уж пошла речь о реализации проекта своими силами, вопрос уже второй. В любом случае, чтобы даже начать подготовку платформы, большие деньги нужны уже сейчас. Разработка с нулевого уровня такой платформы — дело не одно дня и одного миллиона долларов.
— Покупать железо для проекта в любом случае придется в странах, которые присоединились к санкциям, так? Нет ли в этом вопросе политики?
— Инфраструктурные вещи действительно дорогая статья расходов, но на первом этапе можно использовать свободные мощности существующих дата-центров, например. В последующем предстоят, конечно, закупки за рубежом.
А на счет политики… конспирологическими схемами я бы сейчас не занимался хотя бы потому, что нам потом свою платформу все равно интегрировать со странами ЕАЭС. Нужно не забывать, что у нас достаточно много родственных отношений во всех смыслах с Россией, Беларусью, Кыргызстаном и другими странами.
Вероятнее всего, для подсанкционного Сбера в нынешних условиях, когда у себя дома нужно инвестировать много больше, выделять деньги Казахстану на длинный срок накладно.
Так что нашему минцифры теперь нужно понимать, как поднимать платформу с нуля. А это не так просто. Воспользоваться западными платформами смысла нет совсем, учитывая, опять же, геополитическую обстановку. Нам надо либо свое, либо сделанное совместно с партнерами из ЕАЭС.
— Не лучше ли отложить проект на неопределенный срок до стабилизации геополитической обстановки?
— В сегодняшней непростой ситуации как раз самое время приступить к рассмотрению, начать анализировать, какую платформу нужно делать. Но делать ее надо в любом случае. На это у Казахстана есть 2022 год. А дальше наступит время принимать решения. Главное, чтобы не было «хотели как лучше, а получилось как всегда».