Ратификация Казахстаном Второго Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни — это движение в сторону гуманизации общества и соблюдения прав человека.
Казахстан стал 90-м из 193 государств-членов ООН, присоединившимся к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленному на отмену смертной казни. Данный шаг нацелен на дальнейшее развитие прав человека в Казахстане, в рамках международных обязательств.
Первым шагом на пути к присоединению Казахстана к данному международному документу стало его подписание в Нью-Йорке 23 сентября 2020 года. Затем, 2 января 2021 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал закон о ратификации этого документа.
Но возникла необходимость привести национальное уголовное законодательство страны в соответствие с нормами протокола.
И 29 декабря 2021 года Токаев подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу отмены смертной казни»
Таким образом, присоединение к Второму Факультативному протоколу закрепило полную отмену смертной казни в Казахстане и продолжило курс на общую гуманизацию уголовного законодательства. Напомним, что на применение смертной казни в нашей стране был наложен мораторий в 2003 году.
А 16 марта 2022 года Касым-Жомарт Токаев в своем послании подчеркнул, что для окончательного закрепления решения об отмене смертной казни в Казахстане нужно внести ряд изменений в Конституцию страны.
По словам политолога Талгата Калиева, движение в направлении отмены смертной казни — крайне позитивный шаг для Казахстана, демонстрирующее страну, как цивилизованное государство.
— Я только приветствую такой шаг. Потому что, когда существует такой метод правосудия, как смертная казнь, вместе с ним есть фактор судебной ошибки. Поэтому, лучше оправдать одного виновного, чем отправить на смерть одного невиновного. Смертная казнь — это тот вариант, когда судебная ошибка уже неисправима.
Со своей стороны, чисто из гуманистических соображений, я считаю, что нанятый государством палач не имеет права лишать жизни человека. Да, в случае тяжкого преступление должно быть жесткое наказание, вплоть до пожизненного заключения, но ни в коем случае, не смертная казнь
Наша история помнит период репрессий, когда в Советском союзе были расстреляны миллионы граждан… Но сегодня весь цивилизованный мир старается отходить от таких методов и нам тоже следует быть в фарватере. Поэтому, чем больше внедряется гуманистических законов, принципов тем становится гуманнее само общество и тем выше становится уровень его развития, — говорит политолог.
Калиев убежден: когда люди ратуют за смертную казнь, они должны представить себя и своих близких на месте тех, кто оказался жертвой судебной ошибки. По его словам, нужно жить по принципу: «Не желай другому того, чего не хочешь, чтобы произошло с тобой».
— С другой стороны, само общество не должно быть таким кровожадным. У нас должны быть более высокие цели и ценности.
Мы должны, в первую очередь, думать о том, как не допускать появления тяжких преступлений, жестоких преступников, а не о том, как их наказывать
Слово «правоохранительный» несет в своем корне, прежде всего, охрану права, а не карательную функцию. Поэтому, в правоохранительной системе должны присутствовать прозрачность и неотвратимость наказания. У нас не должно быть неприкасаемых, неподсудных, не должно быть исключений и особых подходов. Каждый должен знать, что за любое деяние неизбежно наступит наказание, — подчеркивает он.
По его словам,
участие в международных договорах в этом направлении для Казахстана важно, так как сегодня он является частью мирового сообщества
— Любые подобные шаги повышают имидж нашей страны, улучшают инвестиционную привлекательность и включают нас в пул цивилизованных стран. Соответственно, от этого напрямую зависит, будут ли с нами взаимодействовать развитые страны. Ведь от этого взаимодействия зависит состояние нашей экономики и, в конечном итоге, уровень социального благополучия населения, самих граждан, — заключает Талгат Калиев.