С помощью золотовалютных резервов курс можно держать долго — но не вечно.
Возможно, наличные доллары и евро в обменных пунктах казахстанцам теперь придется покупать дороже, а продавать их, наборот, дешевле. Накануне вступило в силу постановление Национального банка, по которому в обменных пунктах станет больше разрешенная разница (маржа обменников) между покупкой и продажей валюты.
Для доллара США диапазон увеличен с 6 до 15 тенге, а для евро — с 7 до 20.
Нацбанк объяснил это тем, что участники финансового рынка (в частности, обменники) сейчас сильно рискуют из-за валютных скачков. И эти риски нужно как-то нивелировать. Вторая причина, по мнению регулятора, что нужно снизить число спекуляций.
Экономист Арман Байганов согласен, что рисков у обменников станет поменьше. Но полагает, что проблемы на самом деле гораздо глубже и их нужно решать быстро, тогда и регулировать ничего не придется. В частности, сам тенге пока держится только за счет искусственного удержания российского рубля и интервенций Нацбанка. Об этом эксперт заявил в интервью нашему порталу.
— Как считаете, для чего регулятор предпринял такой шаг? Объясняет заботой об участниках финансового рынка?
— Просто обменным пунктам дали больше свободы в действиях. Они уже могут лучше реагировать на различные колебания и риски. Раньше возможности действительно были маленькие.
Особенно сказывались резкие скачки российского рубля, какие мы все видели
На самом деле вопрос надо ставить по-другому – а есть ли вообще смысл регулировать эти диапазоны? Указывать обменникам, какую включать маржу? Рынок должен сам определять эти пределы, да и валютные курсы тоже.
А когда все рамки кто-то жестко регулирует, это нехорошо, это не рыночный механизм.
— То есть диапазон следует вообще отменить?
— Мое мнение – да. Обменники несут определенные риски, так что пусть сами ставят цены, какие считают нужными. Если поставят слишком большую продажу, покупатели просто к ним не придут — найдут, где подешевле.
— Может в Нацбанке боятся какого-то сговора банкиров, если отменить всякую регулировку?
— На рынке наличной иностранной валюты работают не только банкиры, но и очень много частных обменников. И все они не сговорятся. Так что, по моему мнению, никаких ограничений делать не надо.
— Может ли нынешнее решение означать, что в будущем как раз и собираются отменить все эти ограничения, а сейчас просто пробуют и смотрят, что получится?
— Не знаю, но раньше никаких диапазонов не было – до девальвации 2015 года. Потом ввели, видимо, прислушались к жалобам общества.
— Получается, девальвации мы уже не боимся?
— Если экономика так и будет хромать в целом, девальвация нагрянет – боишься ты ее или нет
Нацбанк не решит. За инфляцию отвечает не он, а блок правительства. Когда высокая инфляция, а курс держится, он не отражает реальную картину. И если экономика хромает, придется прибегнуть к девальвации. И возможно, это даже во благо.
Девальвация тенге до 650 спасет экономику Казахстана — экономист
Сейчас курс валюты зависит от решений Нацбанка. Правда, народ им не доверяет и все равно скупает доллары, поскольку к этому толкает ситуация как в экономике, так и в мировой политике.
А Национальный Банк проводит бесконечные интервенции, удерживая курс тенге
С начала 2022 года на это потратили уже 1,2 млрд долларов США.
— А если интервенции прекратятся, как и вообще всякие попытки регулировать курс, сколько тогда может стоить тенге?
— Точно сказать нельзя.
Дело в том, что тенге зависит еще от российского рубля, к которому мы привязаны и при нынешнем положении ему более-менее соответствуем, потому что российская валюта сильно укрепилась
Но рубль сейчас держат искусственно, российские власти для этого предприняли целый ряд мер. Они отказались от доллара во взаиморасчетах, стало больше рублевой ликвидности и так далее. Теперь его курс тоже не отражает действительности, с учетом драконовских западных санкций он должен быть намного дешевле. Вместо этого в последнее время укреплялся даже до 75, потом немного отыграл назад и остановился на 80. Это явно искусственный курс.
— То есть рубль держится искусственно, но с учетом этого тенге стоит более-менее правильно? И долго это продержится?
— Пока рубль такой, то да. Плюс, конечно, сыграли интервенции Нацбанка, о которых я уже упоминал.
Вообще, сейчас прогнозировать что-либо трудно именно из-за действий Нацбанка. У нас есть довольно большая «подушка безопасности», золотовалютные резервы какое-то время вполне могут держать курс. Чисто по политическим соображениям.
Если вернуться к тенге, то с учетом нашей очень высокой внутренней инфляции нашим экспортерам очень сложно конкурировать при нынешнем его курсе. Потому что у нашей продукции получается слишком высокая себестоимость.
Вроде девальвация необходима. Но ее минусы известны – цены будут расти, а население страдать и злиться
Это палка о двух концах.
Тем не менее рано или поздно придется это сделать. Сейчас трудно сказать, на сколько тогда подорожает доллар: может на десять процентов, а может и на все тридцать. Но текущий курс с учетом текущей внутренней инфляции никак не отражает реальную картину. Нефть, конечно, в цене выросла, но есть проблемы с логистикой – и вот мы уже меньше выручку получаем.
Девальвация в Казахстане возможна даже при высоких ценах на нефть — Своик
Если смотреть структуру экспорта/импорта, у нас все 30 лет доминировали нефть, газ, металлы и так далее – около 70% приходится не на готовую продукцию, а на сырье. Вот эту ситуацию мы должны как-то переломить. Если хотим сдержать инфляцию и девальвацию, надо увеличить продукцию переработки.