Эксперты поделились мнением, как справиться с растущей в стране инфляцией рыночными методами.
В Казахстане серьезно взялись за борьбу с инфляцией. В рамках исполнения поручений президента Касым-Жомарта Токаева правительство уже приняло ряд мер:
Власти намерены жестко контролировать необоснованное повышение цен на социально значимые товары. А также сократить цепочку поставок продуктов, тем самым уменьшив на них наценку. Кроме того, торговым сетям будут выдаваться льготные займы.
Вот только все эти методы — ручное управление. И есть опасения, что как только цены на ГСМ и коммунальные услуги отпустят в свободное плавание, инфляция рванет вверх еще более стремительно. К тому же рекордный рост цен сегодня наблюдается во многих странах…
По мнению экономиста Рустема Жансеитова, главный источник инфляции в Казахстане, наряду со слабостью экономики — жесткая привязка к российскому рублю.
— А рубль нестабилен, он постоянно скачет. И тенге за ним. Россия ввязалась в эти нескончаемые разборки со всем миром, и конца краю этому нет. В итоге ее снова начнут наказывать экономически. А это опять отразится на нас. Мы косвенно расплачиваемся за грехи РФ.
Инфляция к нам частично перетекает от них, на 50% точно. Я не раз об этом говорил: ЕАЭС превратился для Казахстана в большую проблему и обузу
Если раньше мы могли проводить более-менее самостоятельную экономическую политику, в том числе и финансовую, сейчас постоянно должны оглядываться на Россию, — рассказывает он.
Самое печальное, по мнению Жансеитова, что прекращения галопирующей инфляции не предвидится.
— Взаимодействие в ЕАЭС наши замораживать не хотят, не говоря уже о том, чтобы выходить из него. Наоборот, находясь под влиянием России, все подписывают, что она подкинет.
К 2025 году у нас будут общие рынки по нефтепродуктам. Вот и представьте, что это будет, учитывая, насколько в РФ выше цены на бензин, чем в Казахстане?! Если у нас из-за газа люди выходили, что будет, если бензин подскочит вдвое? Все тогда вообще встанет!
России проще справляться с инфляцией, она большая, масштабы производства выше. Нам в этом плане сложнее. Из нас просто тянут ресурсы, а развивать ничего не дают. Зайдя в любой продуктовый магазин, мы можем убедиться, насколько масштабна российская экспансия. Аналогичные товары стоят намного дешевле, чем наши. Учитывая, что у людей сейчас денег мало, товары они будут брать более дешевые, а наши предприниматели будут в проигрыше, — рассказывает он.
По убеждению экономиста, если в рамках борьбы с инфляцией в Казахстане поднять зарплату на 50%, цены дальше пропорционально скаканут.
В целях борьбы с инфляцией будут дальше пытаться стабилизировать курс тенге, но это будет делаться за счет золотовалютных запасов, путем проведения валютных интервенций. До поры до времени… потом придется снова проводить крупную девальвацию
— Если говорить о рыночных механизмах сдерживания инфляции, к ним относится бурное развитие собственного производства в Казахстане. Именно собственного, чтобы оно базировалось здесь у нас и никому извне не принадлежало, дабы капиталы не утекали за рубеж.
Поэтому я и не приветствую создания здесь российских предприятий. Ведь все, что они тут заработают, уйдет в Россию. Но создание собственных предприятий требует времени. И нужно, чтобы все сферы экономики развивались сбалансированно. Для этого нужна поддержка малых предприятий, — говорит Жансеитов.
Экономист Айдархан Кусаинов считает, что рыночным методом борьбы с инфляцией может стать повышение базовой ставки. Сделать это нужно до 13-14%. Это нормализует денежно-кредитную политику.
— Единственный орган, прямо отвечающий за инфляцию, это Нацбанк. У него есть инструменты денежно-кредитной политики.
Помимо поднятия базовой ставки нужно убрать льготные кредиты, которые сам же Нацбанк и раздает, и прежде всего крупному бизнесу. Если все это сделать, денег в экономике станет меньше
Те предприятия, которые захотят взять кредит, не пойдут на это из-за высоких ставок. Соответственно будут меньше закупать оборудования, отложат планы по расширению. Это поспособствует сжатию спроса на рынке на многие привозные товары и уйдет необходимость поднимать цены. В конечном итоге цены перестанут расти, все начнет стабилизироваться, — отмечает он.
По мнению экономиста, это здоровый механизм борьбы с инфляцией.
— Стране нужно в моменте снизить инфляцию. Продавцы должны понять, что они не могут повышать ее дальше. А покупателям надо дать понять, что при таком росте цен они не могут дальше покупать. Когда ценовая паника закончится, снизится ажиотаж и инфляцию удастся обуздать, базовую ставку можно будет снова понизить.
И люди снова начнут потреблять. Но уже без ажиотажа. Тогда появится качественный рост: никто не суетится, начинают работать инвестиционные проекты. Если же снова будет ажиотаж, базовую ставку можно будет повысить снова и ждать, пока успокоятся инфляционные ожидания.
Да, период после поднятия базовой ставки бывает жестким. Но я могу его охарактеризовать как период нормального лечения. Если один раз потерпеть, в долгосрочном периоде это даст позитивный эффект
В свое время в США так и сделали: Уокер поставил запретительную базовую ставку, так как темпы инфляции были бешеные. Два года экономике от этого пришлось несладко, многие были возмущены этим решением. Но после этого экономика 30 лет не знала бед… до недавнего времени.
У нас же в 2020 году три месяца подержали базовую ставку высокой, испугались возмущений и снова опустили.
— Инфляция — это проблема, которую нужно решать в корне и сразу. Когда вы ее решаете качественно, загоняя под контроль, тогда можно думать и о долгосрочных планах развития. Подобный подход — залог на десятилетия вперед для нормального качественного роста.
Кстати, то же самое я говорю всегда про курс. Один раз с запасом его девальвировать — и следующие 15 лет будут работать все инвестиционные проекты. Не нужно будет импортозамещение за уши тащить, потому что все само будет работать
Если бы в 2009 году курс тенге был не 150, а 200 за доллар, тогда в 2014 не нужно было бы девальвировать его до 180.
Если бы в 2016 году курс был не 360, а сразу 400-450, сейчас у нас не было бы вообще проблем с плаванием курса. И сегодня, чтобы девальвировать тенге с запасом, это нужно сделать, условно, до 650 тенге за доллар.
Но, повторюсь, если бы в 2009 году сделали курс по 200, таким бы он продолжал оставаться и сейчас. И жили бы мы совсем в другой экономике, — заключает Айдархан Кусаинов.
Девальвация в Казахстане возможна даже при высоких ценах на нефть — Своик