Чтобы понять истинный смысл праздника, нужно погрузиться в древнюю тюркскую мифологию, где у этого эпоса есть альтернативная развязка.
15 апреля в Казахстане празднуют день влюбленных «Козы Корпеш и Баян Сулу». Он посвящен героям поэмы казахского эпоса XIII–XIV веков и является аналогом международного праздника — дня Святого Валентина. Писатель и культуролог Зира Наурызбаева рассказала, чем примечателен и уникален казахстанский День всех влюбленных.
— Вообще, тема двух влюбленных нашла отражение и в нашей с Лилей Калаус книге «Приключения Бату и его друзей в стране Барсакелмес». Там один из наших героев временно принимает облик ягненка в ином мире. Его имя — Козы. Также там есть персонаж по имени Кодар. И на протяжении всего повествования между этими двумя героями наблюдается определенное напряжение. В самом начале Кодар ведет себя не лучшим образом, но потом выясняется, что на самом деле он повелитель колодцев.
И действительно, в мифологии казахов Кодар был святым покровителем копателей колодцев в доисламский период. А Козы — это солярный персонаж, то есть солнечный герой, и в разных эпосах его описывают как златовласого юношу с золотыми стрелами, а если ночью он снимает шапку, то все вокруг озаряется
А имя Баян — это другой вариант имени Умай-ана. И если прочесть древние мифы, становится понятно, почему Кодар убивает Козы Корпеша. Потому что один из них небесный персонаж, а другой подземный. У них идет противостояние, а Умай находится между ними как медиатор, — рассказывает Наурызбаева.
При этом, по ее наблюдениям, в казахской прессе иногда можно увидеть возмущения по поводу того, зачем пропагандировать этих героев, учитывая, что Баян в конце накладывает на себя руки, якобы это пропагандирует суицид.
Но такая трагичная развязка только в одном из вариантов. Этот эпос имеет глубокие мифологические корни и существует в разных интерпретациях у всех тюркских народов — от Сибири до Европы.
— Суть в том, что Козы Корпеш — это умирающее и воскрешающееся божество. Оно умирает во время зимнего солнцестояния, а оживает весной, символизируя возрождающуюся молодую жизнь
Этим и обусловлено то, что казахстанский праздник влюбленных решили сделать весной. Просто молодежь должна знать, что в других вариантах эпоса Баян вымолила у Бога возможность быть с любимым, и Козы Корпеш ожил. Они счастливо прожили вместе тридцать лет. Поэтому считаю, что праздник этих двух влюбленных нам надо продолжать продвигать и популяризовать, — заключает культуролог.