Базовые принципы, заложенные в Конституции 1995 года, сохранены.
Конституционный совет рассматривает очередные поправки в основной Закон страны, которые коснутся 33 статей. Некоторые из них эксперты уже назвали революционными и историческими. Как отметил госсекретарь Ерлан Карин, все эти поправки взаимосвязаны друг с другом и имеют общую концептуальную логику.
«Поэтому, обсуждая отдельные пункты, важно не упустить общую картину в целом, поскольку цель конституционной реформы — системная трансформация действующей политической модели», — подчеркнул госсекретарь.
Политолог Данияр Ашимбаев о действующей политической модели государства написал десятки статей, в том числе и о том, что она давно нуждалась в системной трансформации. Вот что он думает о новой конституционной реформе.
— Данияр, что действительно исторического вы для себя отметили в поправках, которые будут приняты в Конституцию?
— Изменится достаточно большой блок статей. Это и запрет смертной казни, и изменение формы собственности на недра и земли, которые, получается, принадлежат не государству, а народу. Изменение порядка формирования мажилиса, введение нового порядка назначения акимов. Если раньше процедура была прописана в конкретном законе, то здесь уже четко прописано, что необходимо выдвижение. Отказ от личных полномочий президента по отмене актов местных исполнительных органов.
Безусловно, интересно по мажилису переход на смешанную модель формирования — пропорциональную и мажоритарную в разных долях
Отдельно отмечу введение Конституционного суда вместо Конституционного совета, что требовалось уже давно. И хотя Конституционный совет запомнился громкими и не всегда однозначными решениями, все-таки он некий достаточно серьезный механизм сдержек и противовесов в системе государственной власти в стране.
Председатель Конституционного суда будет назначаться президентом с согласия сената. Кроме того, внесена норма, согласно которой теперь президентом с согласия сената будет назначаться и председатель Высшего судебного совета.
Госсекретарь переименован в госсоветника. Эта должность долгое время была одной из ключевых в системе исполнительной власти, а теперь получает новый формат.
— Вы считаете эти новшества принципиальными?
— Нет, я бы не сказал, что система конституционного строя меняется принципиально. Базовые принципы, прописанные в Конституции и считавшиеся наследием Елбасы, еще раз подтверждены и остались неизменными — согласие, стабильность, патриотизм.
Конституцию можно править до бесконечности. В Казахстане с 1978 по 1993 год действовала одна Конституция. В нее внесли столько правок, что мало кто помнит, с чего все начиналось
Нынешняя Конституция 1995 года также немало подвергалась ревизии.
В данном случае система направлена на повышение сбалансированности — президент сокращает число полномочий, которые представляются многим чрезмерными, внедряется новая модель формирования парламента.
В какой-то степени это возврат к предыдущей, но хочу напомнить, что сначала 67 депутатов избиралось по округам, потом 67 по округам и 10 по партийным спискам, потом 98 по партийному списку и 9 от Ассамблеи. Теперь остается 98, но из них 23 избираются по одномандатным округам. То есть движение пошло в обратную сторону.
Изменяется порядок формирования сената. И еще, конечно, отдельно в законе о парламенте или в законе о выборах разъяснение будет дано
Как мы помним, депутаты сената избираются или назначаются на шесть лет, избираемые делятся на две половины, а у назначаемых сенаторов изначально семерка привязана к одному из избирательных циклов, и восьмерка, учрежденная в 2008 году, представляет собой отдельную группу. Как их сейчас оптимизировать — это будет 10 сразу или 5 и 5, будут ли все сразу рекомендуемые от Ассамблеи или разделены будут на две части — это еще не прописано. Вопрос дискуссионный, возможны разные варианты, и он будет разрешен на уровне соответствующего конституционного закона.
— Счетный комитет трансформируют в Высшую аудиторскую палату. Это признание авторитета этой госструктуры, которая за последние годы проделала колоссальную работу, или простая формальность?
— Само по себе название «Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета» звучало специфически. У этого госоргана есть своя предыстория.
Изначально это был комитет народного контроля КазССР, в 1990 году его упразднили, предлагалось вместо него создать госконтроль. Идея тогда не прошла, и в 1993 году после бешеных драк был принят все-таки закон о контрольной палате Верховного совета, а уже потом появился Счетный комитет.
Причем наибольшее число членов Счетного комитета изначально назначалось правительством и парламентом. Затем у правительства полномочия забрали, разделили формирование Счетного комитета между президентом, сенатом и мажилисом.
Само по себе нынешнее название слишком длинное и неудобное, а Высшая аудиторская палата — это определенная конкретизация полномочий
Конкретные полномочия будут прописаны в соответствующем законе. Но весь вопрос в том, что Счетный комитет неоднократно проверял всевозможные бюджеты и госпрограммы. И только в последние 2 года стали появляться материалы о том, что по требованию Счетного комитета публикуются его замечания в бюджет, его аналитические записки, какие меры принимаются по его контрольным поручениям.
То есть Счетный комитет исторически находил миллиардные нарушения, но по ним мало принималось каких-то действий
Цифры всегда были убийственными, но никому не было известно, были ли уголовные дела и работа над ошибками. И сейчас, возможно, переформатирование Счетного комитета в Высшую аудиторскую палату как раз произошло под его новые задачи. Конкретика вся остается в прерогативе соответствующих конституционных законов, как и по Конституционному суду.
Понятно, что идут дебаты, будут ли эти органы дорабатывать под новым названием или будут сформированы заново. Но это вопрос времени.