Необходимо пересмотреть механизмы субсидирования и налогообложения.
В Казахстане активно внедряется Национальный проект развития агрокомплекса, который был анонсирован еще в октябре 2020 года. Он рассчитан на «пятилетку» и основной его задачей является насыщение внутреннего рынка социально значимыми товарами.
Для этого в проекте проработаны вопросы доступного финансирования, земельных отношений, цифровизации отрасли, развития аграрной науки, обеспечения ветеринарной и фитосанитарной безопасности,
а также развития экспортного потенциала не только сырья, но и продуктов переработки.
Как отмечает председатель Союза полеводов Казахстана Виктор Асланов, в написании проекта принимала участие ФАО — организация ООН, основной задачей которой является борьба с голодом. ФАО выступает в качестве форума, где развитые и развивающиеся страны на равных обсуждают и согласовывают политические решения в сфере продовольственной безопасности.
— Я тоже был задействован в разработке проекта, блок полеводства вышел непосредственно из под моего пера. Надо сказать, что Минсельхоз впоследствии отредактировал многие моменты в проекте, что-то исключил. Это касается как полеводства, так и рекомендаций международных экспертов.
Из эффективного, что планируется реализовать, наверное это цифровая система прослеживаемости семян
Многое из принятого уже ранее существовало в виде различных проектов, — рассказывает он.
По его словам, хороший сильный блок в нацпроекте по земле: были приняты почти все предложения международных экспертов.
— Весь земельный фонд сейчас стал подведомственным Комитету управления земельными ресурсами. При обсуждении в работу было заложено еще много прогрессивных вещей
Потихоньку они сейчас исполняются. К примеру, сейчас в процессе исполнения проект свободного рынка арендных прав на землю. Когда мне на экспертное заключение приходят проекты законов, я вижу, что постепенно все делается, — подмечает Асланов.
Но, по его мнению, проект надо дополнить еще рядом пунктов, направленных на решение проблем, назревших в сельском хозяйстве.
— Надо коренным образом пересмотреть механизм субсидирования. Субсидировать не только определенные предприятия в ущерб другим, а внедрить альтернативу. К примеру, в Казахстане уже давно существует Институт кредитных товариществ — попросту говоря, когда фермеры сами себя субсидируют с помощью государства.
То есть какие-то деньги они накопили, государство в кратном соотношении добавляет им средства из бюджета, а они расходуют их по своему усмотрению
Конечно, обязательно присутствует строгая отчетность. Если таким образом мы формировали бы все субсидии, сняли бы самую большую головную боль сельского хозяйства — межотраслевую конкуренцию за государственные деньги.
А то у нас так: сегодня животноводы «потянули одеяло на себя», завтра — птицеводы, послезавтра — молочники и так далее. А здесь субсидии получили и направляйте их туда, куда посчитаете нужным: хотите стройте фабрику, хотите засевайте поля. К тому же, учитывая, что часть суммы фермерами накоплена, у них и мотивации больше эффективно расходовать эти деньги и субсидии. В целом такая система имеет немало преимуществ.
— Также назрела необходимость введения единого аграрного налога.
Сейчас в одном районе фермер может платить 400 тенге за гектар, а его сосед — 12 тыс. за гектар. Потому что один работает как крестьянское хозяйство, а другой как ТОО
У нас нет механизмов налогообложения, которые бы могли уровнять всех аграриев. Сейчас в большинстве своем поддерживают мелкие хозяйства, в основном работающие как индивидуальные предприниматели и крестьянские хозяйства. Хотя у нас в стране встречаются крестьянские хозяйства и с 90 тыс. гектаров, кто-то таким образом избегает налогов.
В целом я считаю, что раз сельхозпредприниматели пользуются землей в одинаковой степени и производят одну и ту же продукцию, то и платить должны одинаково, — заключает Виктор Асланов.