В стране должны жестче проводить политику в отношении коррумпированных операторов.
Помощь экономике или лоббирование частных интересов? Движение к новому Казахстану или опять «спуск на тормозах»? Асет Айтбаев, директор департамента торговли и развития малого бизнеса НПП «Атамекен», рассказал, как операторы-прокладки, доставшиеся от прежнего правительства, мешают развитию здоровой конкуренции.
— «Оператор РОП», «СК-Фармация», AParking – чем опасны для страны и бизнеса различные национальные операторы?
— Их появление приводит к монополизации рынка и в итоге бьет по карману граждан. Всем это известно, но на практике мы постоянно сталкиваемся с ними.
— Например?
— Тот же «Оператор РОП» с его утильсбором. Куда в итоге уходили все эти средства? Частным лицам. То есть это было вроде законное, но несправедливое обогащение.
— С утильсбором сейчас разобрались. Какие еще можете привести кейсы, в которых прокладки созданы лишь для того, чтобы откачивать деньги граждан под предлогом регулирования?
— Один из актуальных сейчас кейсов связан с оператором маркировки товаров – «Казахтелекомом». Зачем, по сути, нужна такая маркировка? Она позволяет отслеживать каждую единицу определенного вида товара. Это делается для исключения контрафакта, контрабанды и обеления рынка.
С 1 апреля ИП или юрлица, которые производят или завозят обувь, обязаны маркировать каждую пару. То есть наносить на нее индивидуальный код маркировки – стикеровать. И каждый шаг – производство этой пары или ее ввоз, продажа дистрибьютору, поставка розничному реализатору, продажа конечному потребителю – должны фиксироваться через этот код. Таким образом налоговая служба и фискальные органы видят весь путь этого товара.
— По сути, ведь правильная инициатива?
— Да. Но зачем она нужна, если товар уже прослеживается через такие инструменты, как сопроводительные накладные на товар и электронные счета-фактуры? То есть они в той же самой фискальной системе отражают передвижение товара.
А представьте, что у производителя или импортера в год проходят 20-30 тысяч пар обуви, и он вручную каждую из них должен вбивать в систему, стикеровать, нанимать бухгалтера, закупать необходимое оборудование. Плюс этот каждый стикер стоит денег, который ему продает «Казахтелеком».
Мы выступаем против излишней нагрузки на бизнес: говорим об этом, выносим на уровень руководства страны. Об этом знает заместитель премьера. Весь бизнес считает, что нужно отменять эту меру. Но правительство почему-то пока не торопится.
— Что может сделать НПП, чтобы существующие операторы-прокладки под предлогом регулирования были упразднены, а планируемые не создавались?
— Мы не госорган, мы не принимаем государственных решений. Но наша задача доносить позицию бизнеса, чтобы власти ее услышали. И элементарный здравый смысл подсказывает, что появление подобных посреднических структур явно носит лоббистский характер.
По тому же оператору — Центру учета ставок, непонятно, зачем он нужен? Для чего требуется учитывать все ставки граждан, их сумму, кому надо знать, кто сколько поставил на «Барселону»? Его прозрачность вызывает вопросы.
— Инициаторы ЦУС как раз говорили, что это поможет сделать рынок пари на исход спортивных соревнований более прозрачным и безопасным.
— ЦУС – очередная посредническая фирма между организатором бизнеса и потребителями. Да, цели, которыми руководствуются госорганы, говоря о контроле за сферой ставок, понятны. Но методы вызывают сомнения. Люди, которые по-настоящему интересуются спортом и разбираются в нем, будут продолжать предсказывать результат события. Просто это станет дороже.
Госорганы, например, говорят, что это поможет решить проблему лудомании у населения. Да, она существует, но, думаю, ЦУС не решает эту проблему вообще никак.
— А что же тогда он решает?
— Исходя из своего опыта, я просто вижу чей-то коммерческий интерес. И здесь точно нет никакого решения государственных или социальных проблем.
— Какие государственные органы являются союзниками НПП в деле расчистки бизнес-среды от подобных операторов-прокладок?
— Думаю, в первую очередь это Министерство национальной экономики. По закону, это уполномоченный орган по развитию предпринимательства в стране. Плюс у каждого бизнеса есть свои отраслевые министерства и комитеты.
Но по опыту могу сказать, что мы в «Атамекене» не всегда получаем положительный ответ от госорганов на наши инициативы. Иногда их представители по непонятным нам причинам закрывают глаза на явные нестыковки, вероятно, преследуя какие-то личные цели.
Конечно, обвинять никого нельзя, это все-таки госорган, который ведет политику в своей сфере. И наверняка люди там уверены, что им виднее и они все правильно делают. Но со стороны бизнеса мы даем четкие предложения, обосновываем свои позиции, однако они не всегда бывают услышаны.
— Вы пытаетесь говорить им о важности добросовестной конкуренции и коррумпированности схем операторов-прокладок, которые под маской регулирования откачивают деньги граждан в коррупционные карманы?
— Конечно. «Атамекен» никогда не защищает недобросовестный бизнес. Мы за здоровую конкуренцию. И в связи с этим встает вопрос, зачем нужны все эти операторы? Чьи интересы решает ЦУС? Или для чего «Казахтелеком» в той цепочке маркировки?
У нас есть Агентство по защите и развитию конкуренции. Наверняка оно решает важные задачи. Но мне кажется, оно должно жестче проводить политику в отношении таких операторов.
Автор: Есен Канатбаев