Министр заявил, что международные тесты показали хороший результат языкового уровня населения Казахстана.
Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов рассказал о результатах международных и национальных систем ранжирования в области образования.
В конце 2021 года в СМИ активно распространялась статья с кричащим заголовком «Казахстан – один из аутсайдеров по уровню владения английским языком». При этом ссылка была на рейтинг EF EPI (Индекс владения английским языком). Тест доступен любому пользователю интернета бесплатно. Министр отметил, что EF EPI ранжирует всего по двум навыкам — чтение и аудирование, в то время как международные тесты IELTS и TOEFL — по четырем.
«Всем известно, что существуют такие признанные виды тестов, как IELTS, TOEFL. Эти языковые экзамены в отличие от EF SET проводят комплексную оценку всех четырех языковых навыков: аудирование, чтение, письмо, речь.
Также экзамены IELTS и TOEFL демонстрируют высокие стандарты академической честности, так как во время тестирования участники обязаны пройти процедуру идентификации личности и сдают тест под наблюдением представителей разработчиков теста», — говорит глава МОН.
По результатам этих экзаменов Казахстан показывает положительную динамику результатов международного экзамена TOEFL iBT за последние три года:
Среди стран Центральной Азии это самый высокий результат.
Согласно ступеням владения английским языком в Общеевропейской системе CEFR эти показатели соответствуют пороговому или среднему уровню знания английского языка (B1), что предполагает возможность общения в бытовых ситуациях или успешную коммуникацию на знакомые темы.
«Отдельный интерес представляют результаты казахстанцев в международном экзамене IELTS. В 2019 году средний балл по уровню владения населением английским языком составил 6,1 балла из 9 максимальных, что соответствует уровню компетентного пользователя. Это означает, что кандидаты от Казахстана в основном хорошо владеют языком, несмотря на некоторые неточности. Могут использовать и понимать достаточно сложный язык, особенно в знакомых ситуациях», — подчеркнул министр.
Среди видов языковых навыков наиболее высокий результат казахстанцы показывают по чтению и аудированию (по 6,3 балла), несколько слабее справляются с говорением (6,0) и письмом (5,6 балла).
«Наверное, некоторые удивятся, но им будет интересно узнать, что Казахстан по значению общего балла в международном экзамене IELTS опережает Корею (6,0), Китай (5,8), Японию (5,8), Узбекистан (5,7) и еще многие страны. При этом надо помнить, что IELTS и TOEFL не делают официальное ранжирование по странам», — добавил глава Минобразования.
Отсутствие полноценной информации и детального анализа, как считает Аймагамбетов, не мешает многим акцентировать внимание на тех или иных результатах, основываясь на неполных данных.
«По ним также сложно делать общие выводы, так как при всех преимуществах, связанных с обеспечением академической честности и оцениванием всех четырех языковых навыков по сравнению с EF SET, IELTS и TOEFL также не обеспечиваются такие важные параметры, как сопоставимость результатов в связи с репрезентативной выборкой, одинаковой долей участников тестирования и другими методологическими параметрами.
Как видите, при работе с такого рода данными и рейтингами прежде всего важно обращать внимание на методологию и только после этого делать выводы», — заключил Асхат Аймагамбетов.