Не успели казахстанцы прийти в себя после пандемии и пережить январские события, как грянула война на Украине. Напряженная политическая обстановка создает сильный стресс, связанный с неопределенностью будущего. Психотерапевт дала рекомендации, как с ним справляться.
О том, как сейчас обстоят дела с психологическим состоянием казахстанцев, рассказала Фатима Багиярова, врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой «Коммуникативных навыков и медицинской психологии» КазНМУ им. Асфендиярова.
— Фатима Арыстановна, расскажите, что означает понятие психическое здоровье и от чего оно зависит? Как понять, к какому специалисту обращаться, если человек ощущает в этом потребность — к психологу или к психиатру?
— Сейчас как никогда актуальна тема психического здоровья. В последние два года пандемия Covid-19 нанесла нам всем затяжную психическую травму. События нового года в нашей стране, война на Украине также повлияли на наше психическое состояние, мы вновь столкнулись со стрессом. У нас появляются разные чувства — страх, волнение, тревога, печаль. У меня самой, например, в момент, когда услышала о событиях на Украине, сжалось сердце и стало страшно. Мне, как и большинству, хочется мира.
Когда мы говорим о психическом здоровье, в первую очередь это о том, как мы можем справляться в трудных ситуациях. Ни для кого не новость, что ежедневно мы сталкиваемся с разными видами стресса. Сложности на работе или безработица, семейная жизнь, рождение ребенка, встреча новых людей — это все влияет на наше психическое состояние
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится: «Здоровьем является состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Мы можем страдать от каких-либо заболеваний и при этом справляться и продолжать жить полной жизнью. Наша психическая составляющая помогает нам адаптироваться в любых условиях.
Как понять, что наше психическое здоровье нестабильно или нарушается? Через наше поведение. Оно бывает конструктивное, когда мы, несмотря на внутренний или внешний конфликт, можем договариваться с собой или с кем-то. А бывает деструктивное, проявляясь в виде выплеска гнева, агрессии, самообвинения, становясь разрушительным для нас самих и окружающих. В результате возникает «разрушение» в виде ссоры или саморазрушение, проявляющееся в виде депрессии, зависимостей, переедания.
— Нужно осознать, что наша психика не всегда находит решения. Нарушенное психическое здоровье в легких случаях может корректироваться самостоятельно. Помогает и то, когда мы делимся своими проблемами с близкими и друзьями. Но при выраженных переживаниях, когда присутствуют трудности выбора, тревожность, волнение или нерешенная дилемма, лучше проконсультироваться с психологом.
В случаях более устойчивых расстройств, например панические атаки, страхи, навязчивые мысли, затянувшаяся депрессия, на помощь придет психотерапевт. Возможно, потребуется индивидуальная психотерапия или коррекция лекарственными препаратами
В тяжелых ситуациях, когда болезнь психики проявляется в более ярких тонах и становится очевидна окружающим — если человек вдруг становится слишком агрессивным, «странным», или, наоборот, замкнутым — здесь должен подключаться врач-психиатр и проводить медикаментозную коррекцию.
— Но в таком случае нужно, чтобы кто-то из близких подтолкнул человека обратиться к специалисту?
— Бывает разные уровни расстройств личности — невротический, пограничный и психотический. Люди с расстройствами на невротическом уровне – это относительно психически здоровые люди. При стрессе они справляются и восстанавливаются довольно быстро. Пограничные расстройства личности — это когда человек в состоянии стресса проявляет свои слабые стороны, психика менее устойчива к трудностям. В этот момент могут быть сильно выражены эмоции, которые нехарактерны для этой личности.
Они сильнее переживают чрезвычайные ситуации, дольше восстанавливаются от тяжелых событий, ситуаций
А вот психотический уровень — это область психиатрии. Проявляется он по-разному — от ярких психозов до вполне нормального поведения. При этом человек может не контролировать свои действия, не понимать себя и других, его действия могут быть опасными для него самого и окружающих. В этом случае как и что делать подскажет только врач-психиатр.
— Согласны ли вы с тем, что в постсоветских странах, включая Казахстан, нет людей, абсолютно здоровых психически?
— Доля истины в этом есть. Потому что раньше, во время советской власти, мы жили по каким-то навязанным партией моральным принципам, верили в лозунги и декларации. Свое мнение и индивидуальность, право выбора не развивали. Даже детям навязывалось «что такое хорошо, а что такое плохо», через литературу. Сейчас мы понимаем, что ребенок должен сам дойти и осмыслить это с помощью своих родителей.
Для этого родители через свое поведение и поступки, окружая малыша любовью, заботой и вниманием, взращивают его гармоничным. И главное, они сами должны быть ментально здоровыми
Думаю, за годы независимости мы почувствовали свободу и право выбора. Стали лучше жить, быть более гармоничными и психически здоровыми. Но, к сожалению, не каждый с справился с этой свободой. Иногда свое решение и выбор мы отстаиваем через агрессию и разрушение. И нам надо учиться у более цивилизованных стран договариваться, идти на компромиссы, принимать себя и окружающих разными и при этом находить общее.
— Государство сегодня как-то заботится о психологическом здоровье граждан?
— Конечно. Республиканский центр психического здоровья активно пропагандирует значимость психического здоровья, и люди обращаются к специалистам.
Для населения есть бесплатные горячие телефонные линии, где работают психологи, врачи-психиатры. Есть центры психического здоровья, куда можно обратиться абсолютно бесплатно и получить помощь
Люди сейчас не боятся обращаться к психиатрам, понимая, что все лечится и можно продолжать полноценно жить и работать. Психические или психиатрические заболевания — это такие же болезни, как болезнь желудка или сердца. При любых заболеваниях есть легкие и тяжелые формы течения, и врачи подскажут и помогут. Что касается доступности помощи психолога, эти специалисты есть в городских поликлиниках на бесплатной основе.
Но это еще новое направление для нашего здравоохранения, и нужно время, чтобы психологи в поликлиниках адаптировались и могли оказывать хорошую качественную поддержку
А руководству поликлиник нужно еще принять новую психологическую службу и понимать, для чего нужны психологи, и не навешивать на них несвойственные им задачи. Хочу заметить, что по статистике порядка 40% заболеваний, с которыми пациенты обращаются в поликлинику, имеют психосоматический спектр. Таким образом, психологи могут помочь облегчить работу медикам, что будет способствовать быстрому выздоровлению пациентов.
— Какие самые распространенные на данный момент психические аномалии среди наших граждан?
— Еще во время Второй мировой войны Гитлер хотел истребить всех больных с психическими заболеваниями. У него это не получилось — после того, как он истребил душевно больных, их количество в Германии в скором времени вернулось к прежним цифрам.
Что касается наших реалий,
сегодня часто говорят о депрессии, посттравматическом стрессовом расстройстве. Но если человек говорит о депрессии, это необязательно она. Это может быть просто состояние уныния, печали, тревоги
Депрессия – это болезнь, с разными симптомами и проявлениями. Не надо называть так кратковременное расстройство настроения. В зависимости от глубины, длительности и вида депрессивного состояния это корректируется психотерапевтами или психиатрами.
Последнее десятилетие появляются новые названия психических нарушений — например, так называемый «синдром менеджера», который формируется от постоянного стресса
Если в советское время человек, работая от звонка до звонка, мог всегда рассчитывать на отпуск и стабильную зарплату, сегодня он не знает, что будет завтра. Компания может разориться, закрыться, обанкротиться, а у него кредиты… Кроме того, в зависимости от ситуации в стране меняется курс тенге, доходы обесцениваются. «Менеджер» не уверен в будущем, он не может расслабиться, все это вызывает напряжение, тревогу, бессонницу. В итоге психика расшатывается и, как следствие, увеличивается количество пограничных состояний. Сегодня людям психологически труднее оставаться на плаву.
— Сильно давит на психику и напряженная политическая обстановка. Как казахстанцам справляться с этим стрессом?
— Авторская методика нашей кафедры предлагает метод самосовладания, то есть инструкции, как самому справиться в трудной ситуации. Это простой алгоритм, человек работает через осознание: чувств, образов, мыслей, ощущений тела.
Когда мы говорим о войне, у нас в голове рождается некий образ: взрывы, смерть, потеря близких. Возникают определенные чувства — страх, тревога, волнение. В теле могут появиться напряжение и дрожь
Осознавая причину наших образов и чувств, мы можем снизить уровень тревоги. Наше тело сможет расслабиться и мы сможем понять, что с нами происходит. В психологии много школ и модальностей, и каждая предлагает свое.
При этом у каждого из нас есть свои защитные механизмы, так называемые копинг-стратегии, которые сформированы с самого детства и помогают справляться с трудностями. К примеру, один от звука взрывов бежит и прячется, другой замирает и стоит, а третий кричит. Каждый способ помогает выживать и принимать решение в трудной ситуации.
Для работы с посттравматическим стрессовым расстройством (ПТСР) также применяют метод дебрифинга. Он направлен на проговаривание произошедшего события. Чем чаще мы о нем рассказываем, тем меньше тревоги и беспокойства. В нынешней ситуации тоже можно проговаривать свои чувства
Чтобы справляться со стрессом на эмоциональном уровне, сейчас крайне важно обучаться этим и другим психологическим техникам.
— Когда человек осознает свои чувства, связанные с происходящими вокруг событиями, он понимает, что с ним и возвращается в реальность — «здесь и сейчас». Да, на Украине идет война, и это плохо. Но снизить уровень стресса поможет осознание собственной безопасности.
Безусловно, оставаться безучастным трудно — кто-то пишет блоги и создает петиции, кто-то где-то выступает, а кто-то просто вздыхает и сочувствует. Как реагировать — помочь или поддержать — это наш выбор
Недавно мы все стали непосредственными участниками и свидетелями трагических январских событий. Выживать помогал страх. Страх и тревога не всегда плохо, если они обоснованы и помогают защититься от реальной угрозы. А в текущей ситуации, когда угроза не так близка, нам всем надо оставаться психически стабильными, осознавать свои чувства и с чем они связаны в реальности, заботиться о себе и наших близких.