Казахстан на Олимпийских играх представляют 34 атлета, которые участвуют в стартах по 8 видам спорта.
Знаменосцы Казахстана конькобежка Екатерина Айдова и шорт-трекист Абзал Ажгалиев на открытии Олимпийских игр в Пекине предстали в исторических образах Сакской царицы Томирис и доблестного казахского батыра, сообщает Olympic.kz.
Для формы знаменосцев на Зимней Олимпиаде в качестве основного орнамента использован классический «қошқармүйіз». Над элементами узоров дизайнеры работали совместно с Государственным музеем искусств имени Абильхана Кастеева, так же как и во время летних Олимпийских игр в Токио-2020. А казахстанский дизайнер-модельер Виолетта Иванова, создавшая костюмы наших знаменосцев для японской Олимпиады, также стала автором формы знаменосцев и для Пекинских игр.
«Принято считать, что костюмы знаменосцев должны олицетворять традиции и культуру своей страны, и это и стало нашей главной задачей. Уверена, что ничто так не передает свободный дух казахского народа, как его богатая история, передающаяся из поколение в поколение. Все мы знаем легенды о великих воинах — казахских батырах, и, безусловно, мир знает и о бесстрашной царице Томирис, которые и стали примерами в этой увлекательной истории создания костюмов», — говорит дизайнер, комментируя свою работу.
Она добавила, что в основе орнамента лежит солнце, которое издревле почитается всеми народами мира, является источником самой мощной энергии. Оно предназначено только для лучших — для победителей.
«Наши главные герои – спортсмены, олимпийцы, каждого из которых отличает дисциплинированность, целеустремлённость, стремление к своим мечтам, и большой путь длиною в жизнь, которому они переданы с самого детства и идут вперёд несмотря ни на что», — добавила дизайнер.
По словам модельера, создавать форму для церемонии открытия зимних Игр, было сложнее, поскольку необходимо было учитывать и суровые климатические особенности, работая над костюмами.
Женский костюм – приталенное пальто на пуху с вышивкой и саукеле с уникальным ручным узором, созданным казахстанским мастерами. Над созданием этого костюма команда дизайнера работала 3 месяца, вручную украшая каждый сантиметр этого наряда. Главным вдохновением послужила Сакская царица, которую упоминают в своих хрониках многие античные авторы, легендам о которой тысячи лет.
Декор «қошқармүйіз» на женском костюме сочетается растительным орнаментом, который обозначает гармонию с окружающим миром, стремление к жизни, плодородие и изобилие. Центральный элемент мужского костюма – калкан, щит, символ мужества и силы. Оба костюма содержат в себе множество смыслов. Главными цветами были выбраны благородный черный и золотой — «цвета победителей». Год чёрного водяного тигра, начало которого пришлось на старт Олимпийских игр, также не остался без внимания при выборе цветовой гаммы.
Сами казахстанские атлеты остались довольны костюмами, о чем говорили еще во время первых примерок. Отметим, для Абзала Ажгалиева это вторые Олимпийские игры в качестве знаменосца сборной.
«Наши костюмы получились не просто уникальными, у них действительно сильная энергетика, и я рад, что в этот раз мне удалось разделить это чувство с Екатериной. Представлять свою страну на Олимпийских играх это само по себе очень волнительно, но будучи знаменосцем, на тебя налагается дополнительная ответственность. Это непередаваемые ощущения!», — поделился Абзал Ажгалиев.
От эскизов до последнего стежка процесс изготовления костюмов занял три месяца: к этим произведениями искусства приложили руки больше 20 мастеров, в том числе 2 конструктора, 4 портных, художник и 8 вышивальщиц. Вся вышивка, которой богато украшена одежда, выполнена вручную — золотыми, серебряными нитями и бусинами.
«Эскизы костюмов держались под строгим секретом до самого дня церемонии открытия Олимпиады, поэтому было очень волнительно и интересно, каким будет мой костюм. В том, что он будет уникальным, сомнений не было. Но этот костюм действительно превзошёл все мои ожидания! Хочу сказать огромное спасибо НОК и всем мастерицам, кто создавал эту красоту, особенно ценным становится костюм, в который вкладывали душу, и это чувствуется. Ничего более подходящего, в чем можно было бы представить Казахстан на таком уровне, я и представить не могу», — говорит Екатерина Айдова.