Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

В Алматинской области жители села пытаются спасти сахарный завод

2361
Фото из открытых источников

По мнению карабулакцев, на территории завода «орудует хорошо организованная компания варваров», которая безостановочно вывозит с предприятия срезанное железо и оборудование на многотонных фурах.

«Видно, что очень торопятся и пытаются скорее все уничтожить и убежать», — пишут возмущенные сельчане. — «Скорее всего, там несколько бригад резчиков металла, электропогрузчики, краны. Сельчане не понимают, почему никто не пресекает уничтожение завода. Вероятнее всего, это все проворачивают очень опасные люди, и никто вмешиваться не хочет.

По поселку ездят камазы и фуры, 25-тонные краны. Все это сопровождают представительские седаны и дорогие внедорожники

Это громадное предприятие, на котором некогда трудились более 700 человек, просто уничтожают и режут на металл. Мы пытались пройти на проходную и спросить, что происходит, но никаких ответов нет. Если рабочие по резке металла будут работать такими же ударными темпами, через месяц-другой вместо сахарного завода останутся одни стены и руины. Пару лет назад собственником завода была Центрально-азиатская сахарная корпорация. И в такое сложное время нужно строить, а не разрушать. Сказать, что это ремонт или модернизация с целью восстановления предприятия, язык не поворачивается».

Сырья нет, зачем завод?

К сожалению, Нуржан Каирбеков, председатель наблюдательного совета Меркенского и Таразского сахарных заводов, который в данный момент является хозяином разбираемого на металл предприятия, оказался в отъезде и не смог ответить на наши вопросы даже по телефону.

А вот аким Ескельдинского района Рустам Али прокомментировал происходящее.

— Сахарные заводы в Алматинской области — Бурундайский, Алакольский и Карабулакский — были построены еще в советское время. После развала СССР они почти все не работали по своему прямому назначению. Какое-то определенное время их поддерживал «Сахарный центр», но они все равно не были загружены полностью, — рассказал Рустам Али. — И вот после поручения Елбасы около пяти лет назад аким области Амандык Баталов совместно с инвесторами подняли два завода – Коксуский и Аксуский. Но по объему сахарной свеклы, которая собирается в области, а в Ескельдинском районе самый большой урожай – в 2021 году мы сдали 75 тысяч тонн,

сырья для работы заводов хватает буквально на один сезон

А дальше они занимаются переработкой импортного сырца.

— Жители Карабулака утверждают, что завод собирались восстановить. Зачем же его тогда разбирают на металл?

— У этого сахарного завода очень много бездействующей инфраструктуры. На балансе завода и его учредителей был детский сад, его передали району, в 2022 году начинаем ремонт. Также есть старый Дом культуры. Сейчас мы с заводом ведем переговоры, чтобы тоже его отремонтировать и передать населению.

Я выяснял у владельцев завода дальнейшую его судьбу.

Техника и технологии, материально-техническая база, которые там использовались, было завезено в 40-50-х годах прошлого столетия. Все устарело

Чтобы организовать процесс переработки свеклы в сахар по современным технологиям, требуется намного меньше помещений.

Рустам Али, фото Tengrinews.kz

Я был на заводе летом 2021 года, когда по приглашению действующих владельцев приезжали специалисты из Украины, чтобы дать заключение о предприятии. Так вот, вокруг Талдыкоргана есть два действующих сахарных завода, а объема выращиваемого сырья не хватает даже им, поэтому

ни инвесторы, ни хозяева не видят никакой целесообразности в содержании сахарного завода в Карабулаке

До лета 2022 года в планах владельцев произвести демонтаж, а затем заняться переориентацией предприятия. Конечно же, речь идет о совместной работе с инвесторами.

Опасения напрасны

— А тогда чем вызвана паника жителей Карабулака?

— Местное население вокруг Карабулака, а я работаю в районе восемь месяцев, в большинстве своем люди пенсионного возраста. Почти вся молодежь работает и снимает жилье в городе.

За судьбу завода переживают как раз те люди, которые всю жизнь на нем отработали. Когда видят, что оттуда что-то вывозят, возникают панические настроения, что завод разворовывают. На самом деле это не так, и я уже разъяснял это на встрече с общественной палатой района.

— То есть не будет такого, что предприятие разберут на металлолом, а на его месте ничего не создадут? Ведь речь идет о рабочих местах, налогах в бюджет, собственном производстве.

— Вчера (1 февраля 2022 года — ред.) я встречался с коллегами из России. Они занимаются производством соусов для фастфуда. Им нужно и холодильное оборудование, и складские помещения, и бывший сахарный завод вполне можно переоборудовать под этот профиль.

Но сначала надо состыковать их с крестьянскими хозяйствами, которые будут выращивать сорта картофеля, пригодные под фри и чипсы, или томаты и огурцы для соусов.

Первое – нужны участки орошаемой земли для выращивания сырья. Второе – помещения для длительного хранения этого урожая.

Теперь мы будем искать инвесторов, бизнесменов, фермеров, которые будут заинтересованы в развитии и инвестировании в сельское хозяйство

К тому же в последнем выступлении президент Касым-Жомарт Токаев особенно отметил, насколько Казахстану необходимо развивать дотационные районы регионов. Алматинская область в основном держится за счет двух крупных районов – Илийского и Карасайского.

В нашем случае нужно понимать, что я хоть сейчас с удовольствием любому инвестору предложил бы участки. Но не всем интересно размещать производство далеко от крупного потребителя.

В нашем случае это Алматы, который логистически далековат от Талдыкоргана и близлежащих к нему районов

И все равно создание нового производства на месте бывшего Карабулакского сахарного завода — вопрос времени. Уже есть поручение нового акима области об адресной работе с каждым инвестором и создании им условий, привлекательных для работы даже в дальних от Алматы районах.

Подопытный кролик

У нас нет никаких оснований не доверять должностному лицу. Рустам Али лично участвует в процессе восстановления экономики Ескельдинского района. Но мы не можем не вспомнить, насколько часто Карабулакский сахарный завод за время своего существования оказывался как в центре скандалов, так и ньюсмейкером в плане развития сельхозотрасли.

Например, еще в 2009 году работники действовавшего на тот момент предприятия жаловались властям области на новых хозяев по поводу снижения зарплаты, несоблюдения техники безопасности и отсутствия ремонта.

Тогда забастовка рабочих закончилась переговорами с руководством региона

В октябре 2017 года Амандык Баталов, тогда аким Алматинской области, на встрече с населением заявил:

«Мы сейчас подвели итоги социально-экономического развития области за девять месяцев (2017 года — ред.). Результаты неплохие, многие показатели высокие. Согласно поручениям главы государства Нурсултана Назарбаева постепенно реализуем поставленные задачи. Вот-вот запустим Аксуский сахарный завод, пока ведется прием сырья. Также успешно продолжает работать Коксуский сахарный завод, прошедший модернизацию, в которую за три года инвесторы вложили почти 3 млрд тенге.

В межсезонье хотим, чтобы работал еще и Карабулакский сахарный завод. Таким образом, будет сформирован устойчивый сахарный кластер, позволяющий обеспечить население собственным сахаром»

Буквально через два года, в апреле 2019, в СМИ вновь прошла информация о планах государства восстановить Карабулакский сахарный завод, простаивавший с 2014 года.

«Полностью восстановление Карабулакского сахарного завода пойдет со стороны инвестора, — заявлял в апреле 2019 года председатель правления СПК «Жетісу» Талгат Малыбаев. Со стороны СПК «Жетiсу» будет предоставлено лизинговое оборудование для производства завода. Будут перерабатываться и тростник, и сахарная свекла».

Быть или не быть?

В мае 2021 года на отчетно-выборной конференции областного филиала партии Nur Otan глава региона Амандык Баталов сказал следующее:

«На прошлой неделе я встречался с представителями «Халық банка». Они хотят вложить деньги, чтобы мы восстановили еще два сахарных завода — Карабулакский и Алакольский. Сейчас по моему поручению с инвесторами работают мой заместитель Серик Турдалиев и СПК «Жетiсу». Если мы еще эти два завода введем в эксплуатацию, то в самое ближайшее время объем перерабатываемой сахарной свеклы вырастет в разы».

Уже понятно, что ни в 2017, ни в 2019 годах никакого восстановления завода так и не случилось. Более того, не прошло и года после заявления Баталова, а сахарный завод разбирают на металл

Кстати говоря, еще летом 2021 года Нуржан Каирбеков говорил, что сахар-сырец и белый сахар очень подорожали, и это мировая тенденция роста цен.

«Сахар-сырец закупается из Бразилии, на его стоимость влияют курс доллара и биржевые котировки, по которым, начиная с января и по май, устойчивая динамика роста цен. Кроме того, на 15% увеличилась стоимость транспортировки сырья через территорию России до Казахстана», — приводил слова Каирбекова kapital.kz.

Затраты на производство казахстанского сахара выросли, в том числе и из-за подорожания газа в Жамбылской области, стоимости железнодорожной транспортировки внутри Казахстана и ГСМ.

По этим причинам из четырех казахстанских сахарных заводов Аксуский и Меркенский приостановили свою деятельность, а Таразский из 25 тыс. тонн производственных мощностей вырабатывает 15-17 тыс. тонн в месяц из-за нехватки оборотных средств.

Понятно, что в таких условиях конкурировать с 75 производителями из России казахстанский сахарный бизнес не может в принципе. Потому и доля импорта сахара в Казахстан составляет более 50%.

Собственно, нынешние цены на сахар очень наглядно показывают, что с производством этого социально значимого продукта в стране не все ладно. Вот, к примеру, свежее объявление о продаже таразского сахара: 8,8 тыс. тенге за 25 кг (352 тенге за кило). Добавить сюда затраты на логистику и маржу торговых сетей, как раз и получатся те самые розничные цены в 450-480 тенге за килограмм.

И вот здесь возникают логичные вопросы:

  • Что случилось за восемь последних месяцев, что план государства реанимировать легендарный завод в Карабулаке провалился?
  • Почему посевные площади сахарной свеклы не растут под потребности заводов в сырье?

Пока неясно. Так быть может карабулакцы не зря бьют тревогу?

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter