Дорожно-строительные фирмы жалуются, что не имеют прямого доступа ко всем НПЗ, чтобы напрямую заключать договоры на покупку битума. Доступно только через несколько рядов посредников. В результате конечная стоимость удваивается. Хотя в сметах заложена заводская цена.
Между тем Касым-Жомарт Токаев поручил правительству разобраться с распространением посредников монопольных операторов. Из-за их деятельности страдает конечный потребитель, которому товар обходится дороже.
По мнению экономиста Асета Наурызбаева, задача любого рынка — сокращать транзакционные издержки. Но ситуация с дорогим битумом для дорожников требует детального рассмотрения.
— Если руки выкручивают, вставляя посредника, без которого можно было бы обойтись, это одна история.
Зная наши реалии, я не исключаю, что там могут фигурировать какие-то дочерние подставные фирмы. Для борьбы с ними есть законодательство и конкретный орган по регулированию рынков — Агентство по защите конкуренции
Предпринимателям надо жаловаться и предлагать свои решения — это могут быть биржа или аукцион для покупки данного вида продукции. Но если посредники, без которых нельзя обойтись, все же фигурируют, надо понимать, что такова структура рынка. Бывает завод не может отпускать по одной машине товара, отпускает вагонами, а предпринимателям так много не требуется. Для этого и нужны посредники-оптовики, — рассказывает Наурызбаев.
Рашид Жаксылыков, председатель президиума Союза нефтесервисных компаний, все же убежден, что посредники между НПЗ и дорожно-строительными фирмами действительно бесполезны.
— Когда мы говорим о коррупции, многим из нас на ум сразу приходят ситуации с дачей взяток.
Но коррупция проявляется и в создании подставных фирм, которые тупо качают деньги, пользуясь своим административно-политическим ресурсом. Дороги — это основное, что строится в Казахстане, и вокруг них сложилась целая грабительская схема, с которой надо бороться
Мы перешли на рыночную экономику, которая базируется на спросе и предложении, и вроде бы отказались от плановой. Но государство почему-то продолжает крепко держаться за квазигосударственный сектор.
Сейчас от него зависит 70% нашей экономики. Это напрямую подчиненные правительству предприятия, которые работают по его утвержденному плану. Но все их, включая «КазМунайгаз» и «Казатомпром», надо перевести на рыночную модель. А кто сам не сможет зарабатывать, банкротить.
Мало того, что сегодня они организовали кучу посреднических схем, так еще и субсидии «пилят», которые должны идти на поддержку отечественного бизнеса
Недавно президент поручил навести порядок на таможне. Но, как мне кажется, таможня стала неким «громоотводом» — ведь поступления от нее составляют не более 5% и не формируют основной бюджет республики.
Прежде всего бардак надо разгребать в той отрасли, которая для Казахстана является ведущей. Мировой рынок работает так: завод ставит свою цену на продукцию, покупатели регистрируются на этом заводе, идут в отдел продаж и покупают. К этому надо стремиться и нам, — заключает Жаксылыков.