Одна из причин – не лучшая ситуация в мировой экономике. Во многих странах мира отмечается повышенный уровень инфляции.
24 января Национальный банк РК в очередной раз ужесточил денежно-кредитную политику, в четвертый раз за пять последних заседаний подняв базовую ставку. Причем значительно: с 9,75% до 10,25%. Это лишь второй раз за последние почти шесть лет (кроме марта 2020 года), когда повышение составило более 0,25 п. п. – обычно Нацбанк действует менее решительно.
Что же повлияло на решение в этот раз? Прежде всего задача вернуть инфляцию в предел 4-6% к концу 2022 года. Она и так стояла перед Нацбанком, но после январских событий стала еще более актуальной. Однако сделать это будет не так просто, даже с учетом нынешнего повышения.
Одна из причин – не лучшая ситуация в мировой экономике. Во многих странах мира отмечается повышенный уровень инфляции. В том числе и в странах, которые являются важными торговыми партнерами Казахстана.
«В США впервые с 1982 года инфляция повысилась до 7%. Потребительская инфляция в ЕС в декабре 2021 года выросла до 5,3%, в Германии – впервые с 1992 года до 5,7%.
В Китае рост цен достиг 15-месячного максимума в ноябре 2021 года (2,3%), затем снизился до 1,5% в декабре. В России инфляция в декабре осталась на прежнем высоком уровне – 8,4%», — отмечают в Нацбанке.
Есть и хорошие новости: рост цен на продовольствие понемногу идет на спад. В декабре индекс продовольственных цен ФАО снизился на 0,9% относительно ноября. В годовом выражении он составил 23,1% (годовой рост в ноябре – 27,8%). Впрочем, не исключено, что лишь временно.
«Согласно оценкам Национального банка, в первом полугодии 2022 года на фоне неопределенности на продовольственных рынках и слабого урожая пшеницы в северном полушарии ожидается рост цен на отдельных сегментах рынка мирового продовольствия. В дальнейшем по мере стабилизации ситуации с COVID-19 и началом нового сельхозсезона темпы роста будут постепенно замедляться», — прогнозируют в Нацбанке.
В Казахстане в декабре прошлого года годовая инфляция снизилась до 8,4%. В условиях реализации мер антиинфляционного реагирования месячные темпы роста цен в ноябре-декабре 2021 были ниже среднеисторических. Хотя показатели остаются далеко не самыми низкими.
«Траектория базовой инфляции указывает на неустойчивость замедления инфляционных процессов. Различные оценки базовой инфляции после замедления в августе-ноябре 2021 года вновь демонстрируют ускорение в декабре, сформировавшись выше целевого коридора.
Это связано с высоким ростом цен на нерегулируемые товары и услуги», — говорится в сообщении.
Снижаются и инфляционные ожидания, хотя и они все еще находятся на повышенном уровне. В декабре 2021 количественная оценка инфляции на год вперед составила 10,3%. Большая часть респондентов (66%) по-прежнему ожидает сохранения либо ускорения текущего роста цен в следующие 12 месяцев.
Среди них доля ожидающих дальнейшего роста цен несколько снизилась с максимального исторического уровня в 35% в ноябре до 31% в декабре 2021 года.
Влияет и рост спроса на товары. Розничный товарооборот с января по ноябрь 2021 сохранял положительную динамику, составив 6,5% по итогам 11 месяцев ушедшего года.
В 2021 году существенный положительный вклад в розничный товарооборот вносили непродовольственные товары. Дополнительно с середины года было отмечено восстановление товарооборота продуктов питания. Потребительский импорт по сравнению с 2020 вырос на 21,8%.
«Потребление домашних хозяйств в 2021 году поддерживалось реализацией отложенного спроса и повышением реальных доходов населения. По итогам января-ноября рост реальных доходов составил 3,1%.
Некоторую корректировку в дальнейшую динамику спроса внесли режим ЧП в стране, а также наблюдающийся рост случаев заражения штаммом Омикрон», — отмечают в Нацбанке.
Вообще, большое количество денег в обращении – весьма неплохой повод для инфляции. И дело не только в росте доходов, но и в масштабных госпрограммах, которые помогли восстановлению экономики, но удешевили нацвалюту.
Реализация этих программ ускорила восстановление экономики к допандемическому уровню, но в то же время привела к расширению денежной базы с начала 2020 года в 1,6 раза — до 11,0 трлн тенге. Денежная масса за тот же период увеличилась на 41,2% — до 30,1 трлн.
Для снижения влияния этого фактора на инфляцию Нацбанк уже начал выход из госпрограмм поддержки экономики, завершив финансирование пяти из них в 2021 году (программа льготного кредитования предпринимателей, дорожная карта занятости, Нұрлы Жер, программа льготного автокредитования и ипотечная программа «Баспана хит»).
В 2022 году планируется завершение финансирования программы «Экономика простых вещей» и ипотечной программы «7-20-25».
Текущая ситуация на мировом рынке нефти вопреки распространению вируса оценивается как умеренно позитивная. В декабре 2021 цена на нефть марки Brent выросла на 10,2% — до 77,8 долларов США за баррель на фоне позитивных ожиданий по спросу на рынке углеводородов, снижения мировых запасов нефти, а также сдержанного наращивания производства странами ОПЕК+.
По итогам всего 2021 года средняя цена на нефть составила $70,9. При этом в январе 2021 года она доходила и до $89.
«4 января 2022 года ОПЕК+ принял решение продолжить увеличение добычи на плановые 400 тысяч баррелей в сутки в феврале 2022 года.
При сохранении текущих темпов наращивания принятые в 2020 году ограничения могут быть полностью сняты уже к концу сентября 2022 года. ОПЕК+ ожидает, что распространение штамма Омикрон окажет меньшее влияние на мировой спрос, чем предполагалось ранее», — считают в Нацбанке.
К слову, об Омикроне. Несмотря на высокие темпы заражения и рекордный суточный рост новых случаев в мире (по данным ВОЗ на 20 января 2022 г., 3,77 млн человек за сутки), новый штамм характеризуется более низким уровнем госпитализации и смертности, что снизило опасения на рынке и привело к восстановлению цен на энергоносители.
Между тем задачу о снижении инфляции до уровня целевого коридора в 4-6% к концу года с Нацбанка никто не снимал. А с учетом событий начала года она может стать еще более актуальной. С другой стороны, именно они (январские события) и могут помешать сдерживанию роста цен.
«В связи с трагическими событиями в Казахстане в начале января 2022 года и относительно низкой базой первой половины 2021 возможен рост инфляционных процессов, основное давление которого придется на первый квартал этого года.
Во втором полугодии текущего года после истечения срока действия (180 дней) мер временного регулирования цен на СЗПТ, ГСМ и коммунальные услуги могут возрасти риски ускорения инфляции», — предупреждает ведомство.
Очередное плановое решение комитета по денежно-кредитной политике Национального банка Республики Казахстан по базовой ставке будет объявлено 9 марта 2022 года.