Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в выступлении на заседании мажилиса парламента заявил о необходимости реформы межбюджетных отношений, так как сегодня в развитии регионов возникают диспропорции, что приводит к недовольству граждан. Он поручил исправить ситуацию, уделив особое внимание развитию малого и среднего бизнеса в регионах.
Но чтобы все задачи претворить в жизнь, нужно создать министерство регионального развития. Так считает экономист Айдархан Кусаинов. Об этом, по его словам, он говорил еще лет пять назад. Но его никто не услышал.
— Почему это должно решить проблему? У нас нередко создаются разные новые ведомства, но кроме дополнительных затрат на их содержание они ничего не привносят…
— Министерство регионального развития будет следить за сбалансированным развитием регионов, потому что присутствуют межрегиональные большие взаимодействия. Да, реформировать экономическую политику нужно. У нас есть неравномерность развития регионов. И президент обратил внимание на эту проблему.
Пути решения, я думаю, не очень правильные. Я считаю, что, к примеру, трансформации в Алматы должны быть неразрывно связаны с трансформациями в Алматинской области.
Кроме того, регионам нужно давать больше автономности. Хотя бы в отношении управления налоговыми ставками. Но, на мой взгляд, чтобы акимы в своем регионе могли проводить адаптированную экономическую политику, надо давать больше полномочий местной власти. И координацией как раз должно заниматься министерство регионального развития.
— А как «вдохнуть жизнь» в депрессивные регионы?
— Здесь важно понимать, что депрессивные депрессивным рознь. Это как у Толстова: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». У каждого депрессивного региона свои проблемы, которые нужно решать. Есть регионы, которые такими были всегда, потому что в них ничего невозможно развить — взять тот же Жанаозен. По большому счету, месторождения там истощаются, работы нет, а в городе сто тысяч населения.
Это бывший вахтовый поселок, и он не предназначен для городской жизни. При этом нефтяники его содержать уже не могут
Есть депрессивные регионы другого характера — например, в Северо-Казахстанской области. Они могли бы и не быть депрессивными, потому что там нормальный климат. В России, через границу, такие же регионы, и они хорошо развиваются. У нас же на севере страны минимальная зарплата и проблемы с работой.
— Не хватает стимулирующей политики государства, адаптированной для конкретного региона. И прежде всего это социально-экономическая политика. Она включает вопросы и занятости, и бюджета, и промышленной политики. Весь необходимый комплекс мер для этого могло бы обеспечить министерство регионального развития. А не так, что региональный аким бежит в минфин и выбивает какие-то бюджетные льготы, а потом в минтруда и еще в другое ведомство. В итоге получается, как и сказал президент: у какого акима веса больше, тот потихоньку из разных министерств больше всяких «плюшек» и выбивает.
— А как способствовать развитию бизнеса в регионах?
— Думаю, надо убрать все инструменты поддержки бизнеса — финансовую помощь, субсидии и прочие льготы, эти программы только мешают. Тогда бизнес начнет развиваться.
Госпомощью мы только порождаем олигополию, которая душит бизнес и конкуренцию
— Налоговые послабления тоже стоит убрать?
— Бизнес, если ему не мешать, выживет даже без налоговых послаблений. Сейчас он и так практически ничего не платит. Налоговый режим в Казахстане чуть ли не признан офшором, если сравнивать даже просто с СНГ. Куда уже дальше послаблять? Я понимаю, что бизнес это лоббирует. Президент сказал, что появились сверхприбыльные группы. Понятно, что они всю жизнь и лоббировали все эти налоговые льготы.
— Но акцент хотелось бы сделать на малом и среднем бизнесе. Разве в этом сегменте возникают сверхприбыльные группы?
— Суть в том, что, условно, работают два одинаковых ларька, а государство поддержало один. Это не только убивает конкуренцию, но и отбивает желание у того, кого поддержали, повышать эффективность и улучшать сервис.
Вместо этого он начинает инвестировать в свои отношения с «агашкой», который обеспечивает ему доступ к льготному кредиту
Это неизбежно. Поэтому я и говорю: олигархические группы появились не потому что они такие злые. Уберите этих — появятся другие.
Вот еще пример. Я открыл строительную компанию и прошу у государства льготный кредит под 6%. Но мне не дадут — просто потому, что я только начал и никак еще себя не проявил. А придет какая-нибудь известная раскрученная компания, ей дадут без проблем. И дело не только в коррупции. Хотя все в конечном итоге выливается именно в нее.
Многие чиновники предпочитают попросту не рисковать, выбирая взаимодействовать с проверенными компаниями, ведь за деньги чиновникам еще нужно отчитываться
А как в таких условиях развиться мне, новой небольшой компании, если против меня монстр, да еще и с господдержкой? Для этого надо менять саму систему…
Политолог Талгат Калиев, в свою очередь, отмечает: чтобы сократить диспропорцию в развитии регионов и поддержать развитие регионального бизнеса, нужно изменить бюджетное законодательство и подходы.
— Мало просто увеличить финансирование регионов — нужно изменить саму модель взаимоотношений между государством и обществом. Это предполагает кардинальную смену управленческой парадигмы
Простой пример: у нас бедные должны ходить к чиновникам и доказывать, что они бедные в попытках выбить пособие, в то время как в развитых странах чиновники приходят к таким и сами оформляют все бумаги.
Государство существует не для бюрократического аппарата. Чиновники не должны сидеть в кабинетах и ждать, пока к ним придут люди, а потом отмахиваться от них, как от назойливых мух. Они должны стремиться вовлечь граждан к участию в госпрограммах.
Они должны стремиться к достижению максимальной эффективности своей работы. Деньги для борьбы с бедностью выделяются не для того, чтобы их просто потратить, а чтобы оказать реальную помощь — найти тех, кто в этой помощи нуждается.
В головах чиновников должны измениться установки.
Люди выходят на акции протеста не из-за социально-экономических проблем, а из-за кризиса доверия к власти. Из-за неуверенности в том, что власть способна решить или намерена решать эти проблемы
Доверие всегда дается авансом: если население видит, что власть намерена решать проблемы, оно готово ждать и терпеть. А проблемы будут всегда, они существуют в любой стране. Люди всегда хотят улучшения жизни. Другой вопрос, способны ли государство и власть сделать что-то в этом направлении или нет. Общественный договор между властью и обществом всегда базируется на доверии.
— Как вы думаете, что нужно сделать власти для развития бизнеса в регионах?
— К сожалению, у нас на это в государстве мало денег. Нужны четкие цели и ясное понимание чиновниками поставленных задач. Поскольку есть немалый риск для всех мер, обозначенных президентом. На самом деле они вызвали серьезное оживление и воодушевление, а также высокие ожидания у населения.
Но здесь важно понимать, что реализовывать это будет тот же самый госаппарат. И это та же самая огромная бюрократическая машина, которая привыкла работать немного по-другому.
Трудно это перестроить, вся эта система неизбежно будет сопротивляться. А успех заявленных программ зависит от того, чтобы эти меры были реализованы именно так, как были обозначены,
а не получали искажений по мере продвижения внутри системы. Для этого существует гражданский сектор, который должен пристально отслеживать ход реализации этих мер и выступать главным контролером. Успех этих программ зависит от усилий каждого члена общества.
— А как снизить диспропорцию в развитии регионов?
— Это вопросы бюджетного финансирования. Но от того, что в регион поступит больше денег, дороги сами по себе лучше не станут. Их нужно лучше строить и лучше контролировать процесс строительства.
Нужно, чтобы чиновники регулярно выезжали на места и интересовались у людей, что их конкретно беспокоит. В этом году, допустим, беспокоит не столько дорога, сколько состояние школ, отсутствие больниц и чистой питьевой воды. И представители власти должны понимать, какие шаги должны быть приоритетными сегодня, а какие завтра.