Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
445
+0.37
EUR
477
+2.08
RUB
4.82
+0.02

Богатые регионы, бедные регионы: как развивать Казахстан равномерно?

632

Поможет новое ведомство

Но чтобы все задачи претворить в жизнь, нужно создать министерство регионального развития. Так считает экономист Айдархан Кусаинов. Об этом, по его словам, он говорил еще лет пять назад. Но его никто не услышал.

Почему это должно решить проблему? У нас нередко создаются разные новые ведомства, но кроме дополнительных затрат на их содержание они ничего не привносят…

— Министерство регионального развития будет следить за сбалансированным развитием регионов, потому что присутствуют межрегиональные большие взаимодействия. Да, реформировать экономическую политику нужно. У нас есть неравномерность развития регионов. И президент обратил внимание на эту проблему.

Пути решения, я думаю, не очень правильные. Я считаю, что, к примеру, трансформации в Алматы должны быть неразрывно связаны с трансформациями в Алматинской области.

Кроме того, регионам нужно давать больше автономности. Хотя бы в отношении управления налоговыми ставками. Но, на мой взгляд, чтобы акимы в своем регионе могли проводить адаптированную экономическую политику, надо давать больше полномочий местной власти. И координацией как раз должно заниматься министерство регионального развития.

Депрессивные по-своему

— А как «вдохнуть жизнь» в депрессивные регионы?

— Здесь важно понимать, что депрессивные депрессивным рознь. Это как у Толстова: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». У каждого депрессивного региона свои проблемы, которые нужно решать. Есть регионы, которые такими были всегда, потому что в них ничего невозможно развить — взять тот же Жанаозен. По большому счету, месторождения там истощаются, работы нет, а в городе сто тысяч населения.

Это бывший вахтовый поселок, и он не предназначен для городской жизни. При этом нефтяники его содержать уже не могут

Есть депрессивные регионы другого характера — например, в Северо-Казахстанской области. Они могли бы и не быть депрессивными, потому что там нормальный климат. В России, через границу, такие же регионы, и они хорошо развиваются. У нас же на севере страны минимальная зарплата и проблемы с работой.

Айдархан Кусаинов

Айдархан Кусаинов

— Не хватает стимулирующей политики государства, адаптированной для конкретного региона. И прежде всего это социально-экономическая политика. Она включает вопросы и занятости, и бюджета, и промышленной политики. Весь необходимый комплекс мер для этого могло бы обеспечить министерство регионального развития. А не так, что региональный аким бежит в минфин и выбивает какие-то бюджетные льготы, а потом в минтруда и еще в другое ведомство. В итоге получается, как и сказал президент: у какого акима веса больше, тот потихоньку из разных министерств больше всяких «плюшек» и выбивает.

Помощь бизнесу

— А как способствовать развитию бизнеса в регионах?

— Думаю, надо убрать все инструменты поддержки бизнеса — финансовую помощь, субсидии и прочие льготы, эти программы только мешают. Тогда бизнес начнет развиваться.

Госпомощью мы только порождаем олигополию, которая душит бизнес и конкуренцию

— Налоговые послабления тоже стоит убрать?

— Бизнес, если ему не мешать, выживет даже без налоговых послаблений. Сейчас он и так практически ничего не платит. Налоговый режим в Казахстане чуть ли не признан офшором, если сравнивать даже просто с СНГ. Куда уже дальше послаблять? Я понимаю, что бизнес это лоббирует. Президент сказал, что появились сверхприбыльные группы. Понятно, что они всю жизнь и лоббировали все эти налоговые льготы.

Корни коррупции

— Но акцент хотелось бы сделать на малом и среднем бизнесе. Разве в этом сегменте возникают сверхприбыльные группы?

— Суть в том, что, условно, работают два одинаковых ларька, а государство поддержало один. Это не только убивает конкуренцию, но и отбивает желание у того, кого поддержали, повышать эффективность и улучшать сервис.

Вместо этого он начинает инвестировать в свои отношения с «агашкой», который обеспечивает ему доступ к льготному кредиту

Это неизбежно. Поэтому я и говорю: олигархические группы появились не потому что они такие злые. Уберите этих — появятся другие.

Вот еще пример. Я открыл строительную компанию и прошу у государства льготный кредит под 6%. Но мне не дадут — просто потому, что я только начал и никак еще себя не проявил. А придет какая-нибудь известная раскрученная компания, ей дадут без проблем. И дело не только в коррупции. Хотя все в конечном итоге выливается именно в нее.

Многие чиновники предпочитают попросту не рисковать, выбирая взаимодействовать с проверенными компаниями, ведь за деньги чиновникам еще нужно отчитываться

А как в таких условиях развиться мне, новой небольшой компании, если против меня монстр, да еще и с господдержкой? Для этого надо менять саму систему…

Заслужить доверие

Политолог Талгат Калиев, в свою очередь, отмечает: чтобы сократить диспропорцию в развитии регионов и поддержать развитие регионального бизнеса, нужно изменить бюджетное законодательство и подходы.

— Мало просто увеличить финансирование регионов — нужно изменить саму модель взаимоотношений между государством и обществом. Это предполагает кардинальную смену управленческой парадигмы

Простой пример: у нас бедные должны ходить к чиновникам и доказывать, что они бедные в попытках выбить пособие, в то время как в развитых странах чиновники приходят к таким и сами оформляют все бумаги.

Государство существует не для бюрократического аппарата. Чиновники не должны сидеть в кабинетах и ждать, пока к ним придут люди, а потом отмахиваться от них, как от назойливых мух. Они должны стремиться вовлечь граждан к участию в госпрограммах.

Т. Калиев, политолог

Они должны стремиться к достижению максимальной эффективности своей работы. Деньги для борьбы с бедностью выделяются не для того, чтобы их просто потратить, а чтобы оказать реальную помощь — найти тех, кто в этой помощи нуждается.

В головах чиновников должны измениться установки.

Люди выходят на акции протеста не из-за социально-экономических проблем, а из-за кризиса доверия к власти. Из-за неуверенности в том, что власть способна решить или намерена решать эти проблемы

Доверие всегда дается авансом: если население видит, что власть намерена решать проблемы, оно готово ждать и терпеть. А проблемы будут всегда, они существуют в любой стране. Люди всегда хотят улучшения жизни. Другой вопрос, способны ли государство и власть сделать что-то в этом направлении или нет. Общественный договор между властью и обществом всегда базируется на доверии.

Не должно быть искажений

— Как вы думаете, что нужно сделать власти для развития бизнеса в регионах?

— К сожалению, у нас на это в государстве мало денег. Нужны четкие цели и ясное понимание чиновниками поставленных задач. Поскольку есть немалый риск для всех мер, обозначенных президентом. На самом деле они вызвали серьезное оживление и воодушевление, а также высокие ожидания у населения.

Но здесь важно понимать, что реализовывать это будет тот же самый госаппарат. И это та же самая огромная бюрократическая машина, которая привыкла работать немного по-другому.

Трудно это перестроить, вся эта система неизбежно будет сопротивляться. А успех заявленных программ зависит от того, чтобы эти меры были реализованы именно так, как были обозначены,

а не получали искажений по мере продвижения внутри системы. Для этого существует гражданский сектор, который должен пристально отслеживать ход реализации этих мер и выступать главным контролером. Успех этих программ зависит от усилий каждого члена общества.

— А как снизить диспропорцию в развитии регионов?

— Это вопросы бюджетного финансирования. Но от того, что в регион поступит больше денег, дороги сами по себе лучше не станут. Их нужно лучше строить и лучше контролировать процесс строительства.

Нужно, чтобы чиновники регулярно выезжали на места и интересовались у людей, что их конкретно беспокоит. В этом году, допустим, беспокоит не столько дорога, сколько состояние школ, отсутствие больниц и чистой питьевой воды. И представители власти должны понимать, какие шаги должны быть приоритетными сегодня, а какие завтра.

© «365 Info», 2014–2024 info@365info.kz, +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter