Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

От любви до ненависти: в Казахстане защищавшихся от насилия женщин судят как убийц

1516
домашние насилие

С 25 ноября и в Казахстане стартовала международная акция «16 дней активности против гендерного насилия». Пока неправительственный сектор во всем мире проводит мероприятия с целью профилактики гендерного насилия, можем констатировать, что ежегодно от домашнего насилия на планете погибают более 50 тысяч женщин. В Казахстане — 400. И за 2020 пандемийный год, по данным Союза кризисных центров, уровень бытового насилия вырос на 41%.

— Более чем 25 тысячам женщин предоставляется юридическая, социальная и психологическая помощь, — говорит глава Союза кризисных центров Казахстана Зульфия Байсакова. — Свыше 17 тысяч абонентов ежегодно обращаются на телефон доверия 150, около 7 тысяч женщин с детьми находят убежище в социальных приютах.

Зульфия Байсакова

Но это далеко вся статистика. Поделим жертв домашнего насилия условно на пять категорий:

  • продолжают терпеть, не прибегая ни к чьей помощи
  • обращаются за помощью к полиции, но продолжают жить с обидчиком
  • вышли в окно
  • убили обидчика в ходе самообороны
  • прекратили отношения с тираном

Терпела, терплю и еще потерплю

Первая категория вообще не фигурирует ни в какой статистике. Разве что в анонимных опросах.

В декабре 2020 года, когда казахстанские Нацкомиссия по делам женщин и семейно-демографической политике при президенте и уполномоченный по правам человека провели консультации о перспективах присоединения Казахстана к Стамбульской конвенции, структура «ООН-женщины» обозначила жуткие цифры размаха домашнего насилия в мире.

«Еще до того, как разразился COVID-19, насилие в отношении женщин и девочек достигло масштабов пандемии.

В 2019 году в мире 243 миллиона женщин и девочек подверглись насилию со стороны интимного партнера»,

— отметила Наргис Азизова, координатор регионального офиса Структуры «ООН-женщины» для стран Европы и Центральной Азии. — Между тем менее 40 процентов женщин, подвергшихся насилию, сообщают о нем или обращаются за помощью. По мере того как страны вводили меры изоляции, чтобы остановить распространение коронавируса, насилие в отношении женщин, особенно насилие в семье, усилилось.

В некоторых странах количество обращений на телефоны доверия увеличилось в пять раз

По оценкам Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), каждые три месяца карантина приводили к новым пострадавшим – это дополнительно 15 миллионов женщин».

Национальное бюро статистики Казахстана приводит данные о том, что в

2020 году количество зарегистрированных случаев бытового насилия в отношении женщин составило 63,5 тысячи

Лидерами стали Шымкент, Алматы и Алматинская область. В 2019 году от домашних тиранов официально пострадали почти 100 тысяч женщин. Причем четверть — алматинки. Даже если считать, что эти известные случаи — только 40% от совершенных семейных драк, выходит достаточно внушительная цифра. По официальным данным, как минимум 16% казахстанских женщин в течение жизни хотя бы раз подверглись насилию со стороны интимного партнера.

Я буду жаловаться в полицию

Вторая категория жертв бытового насилия — как раз те женщины, которые хотя бы раз попадали в криминальные сводки в качестве потерпевших.

В последние годы есть тенденция к снижению зарегистрированных случаев семейно-бытовых конфликтов. Например, в 2016 году их было 124,2 тысячи, в 2017 — 119,6 тысяч, в 2018 — 115,2 тысяч.

Но правозащитники считают, что

это связано исключительно с декриминализацией двух статей Уголовного кодекса в 2017 году — 108 (причинение легкого вреда здоровью) и 109 (побои)

По словам известного ученого в области уголовного права Куата Рахимбердина, вместе с коллегами он в начале 2021 года провел исследование, посвященное правовым проблемам борьбы с бытовым насилием.

Куат Рахимбердин, фото с сайта inform.kz

— Мы провели анализ действующего уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства на предмет соответствия международным стандартам, Конвенциям ООН, — рассказал доктор юридических наук. — Особенно затронули Стамбульскую конвенцию по вопросам защиты прав женщин от насилия.

Выявили очень много различных проблем. Первая — декриминализация причинения легкого вреда здоровью и побоев.

Всем понятно, что физическое насилие в семейно-бытовой сфере начинается именно с побоев. Пощечины, к слову, тоже к ним относятся

Почему-то без специального криминологического исследования наши законодатели исключили этот вид преступлений из Уголовного кодекса и перевели их в разряд административных правонарушений. Представьте себе последствия для дебоширов — или к ним применялась мера уголовного наказания, или теперь административного. А это штраф, предупреждение либо арест до 15 суток.

Поэтому мы считаем, что нужно данные составы вернуть в уголовное законодательство. Об этом говорят не только общественники, но и сотрудники органов внутренних дел, особенно участковые.

Также, по словам ученого, в уголовном законодательстве нет такого преступления, как понуждение к заключению брака. Хотя на юге страны это довольно частое явление.

Я устала… уходи

Третья категория жертв бытового насилия — совершившие суицид. Однако за исключением нашумевшей трагедии в Алматы 22 ноября, когда женщина выбросила из окна 9 этажа троих детей, а затем выпрыгнула сама, нет других случаев, где бы причиной женского суицида усмотрели проблемы в семье.

По крайней мере, официальная статистика говорит о том, что за последние три года в Казахстане хоть и возбуждаются сотни уголовных дел по статье 105 УК РК (доведение до самоубийства), но до суда доходят единицы.

Правозащитники утверждают, что гораздо проще списать трагедию на несчастный случай или депрессию, чем копаться в истинных причинах рокового шага погибших.

Четвертая категория жертв бытового насилия, как правило, оказывается в местах лишения свободы.

По данным правозащитных организаций, около 12% осужденных в Казахстане женщин убили своих мужей-агрессоров

Что характерно, при гигантском количестве зарегистрированных в Казахстане случаев семейно-бытового насилия в отношении женщин и уголовных дел против них за преступления против личности больше всего привлечены к ответственности по статье 99 УК РК (Убийство). А за него дают наибольший срок.

Мы насчитали очень мало возбужденных и доведенных до суда уголовных дел за менее тяжкие статьи — например, убийство в состоянии аффекта, превышение пределов допустимой самообороны. Женщины — убийцы. И точка.

Чтобы не быть голословными, сравним показатели двух предыдущих лет с 10 месяцами 2021 года.

Итак, за 10 месяцев 2019 года казахстанские женщины совершили 83 тысячи правонарушений, из них 77,8 тысяч — преступления:

  • 144 — убийства (статья 99)
  • 1 — убийство в состоянии аффекта (статья 101)
  • 0 — превышение пределов допустимой самообороны (статья 102)
  • 16 — причинение смерти по неосторожности (статья 104)
  • 236 — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 106)
  • 2 — причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов допустимой самообороны (статья 112)

Причем из этой статистики совсем непонятно, против кого эти женщины совершили свои преступления. Это общие сведения об уголовных правонарушениях слабого пола.

В 2020 году эта же статистика уже другая. Женщины по состоянию на 1 ноября совершили всего 53,7 тысяч правонарушений, из которых 48,6 тысяч — преступления:

  • 112 — убийства (статья 99)
  • 1 — убийство в состоянии аффекта (статья 101)
  • 0 — превышение пределов допустимой самообороны (статья 102)
  • 10 — причинение смерти по неосторожности (статья 104)
  • 197 — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 106)
  • 1 — причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов допустимой самообороны (статья 112)

Ну и за 10 месяцев 2021 года казахстанки переступили закон 52,1 тыс. раз. Из них совершили преступлений 47,3 тысяч:

  • 109 — убийства (статья 99)
  • 1 — убийство в состоянии аффекта (статья 101)
  • 0 — превышение пределов допустимой самообороны (статья 102)
  • 11 — причинение смерти по неосторожности (статья 104)
  • 176 — умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 106)
  • 0 — причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов допустимой самообороны (статья 112)

Кто меньше пострадал, тот и виноват

То есть если проанализировать эту статистику, выходит, что казахстанские женщины хладнокровные умышленные убийцы.

Международные правовые институты в своих докладах часто отмечают суровость казахстанского правосудия. Оно склонно считать виновным в преступлении того, кто остался жив

Часто — несмотря на обстоятельства, при которых трагедия случилась.

Репортажи из казахстанских колоний с женщинами, отбывающими сроки за убийства мужей, показывают, что большинство из них защищались подручными средствами от пьяного домашнего агрессора. Но если он умер на месте, женщине дают срок именно за убийство, а не за убийство в состоянии аффекта.

Если дебошир скончался после семейной драмы, женщине непременно дают не 112, а 106 статью

Это говорит о том, что пограничное состояние между инкриминируемыми деяниями позволяет органам дознания и следствия по своему усмотрению либо утяжелить участь жертвы насилия, либо облегчить.

Общее резюме наказаний за домашнее насилие таково, что мужчинам за побои жен дают штраф, а женам за трагичную попытку спасти свою жизнь — срок.

В 2018 году после убийства знаменитого казахстанского фигуриста Дениса Тена известный адвокат Виталий Воронов рассказывал нашему порталу, как часто в его карьере случались «пограничные» случаи. По его словам,

исход расследования во многом зависит от профессионализма следствия и правильной квалификации. Она же у нас с советских времен с запасом на утяжеление

Поэтому многие женщины, которым удается сбежать от своих агрессоров в кризисные центры или в новую жизнь, признаются, как сильно им иной раз хотелось ответить обидчику силой.

Именно поэтому неправительственные организации считают наиболее эффективной именно профилактику семейно-бытового насилия. Над этим вместе с представителями международных правовых организаций сейчас усиленно работает Нацкомиссия по делам женщин при президенте.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter