Актер и режиссер Нуртас Адамбай в недавнем интервью блогеру Бейбиту Алибекову нелестно высказался о феминистках, заявив, что им «просто нравится обижаться и чувствовать себя ущемленными». Это вызвало волну негатива и критики.
Актера обвинили в том, что он не понимает суть феминистского движения — борьбу с насилием над женщинами, включая домашнее. Обесценивая феминизм, мы закрываем глаза на подобные явления.
Адамбай извинился за свои слова, отметив, что хотел донести совершенно другую мысль и не имел права говорить в таком ключе. Однако позже свои извинения актер удалил…
Мы решили поговорить с Зульфией Байсаковой, председателем правления объединения юридических лиц «Союз кризисных центров Казахстана», и узнать из ее уст о роли и значении феминизма в нашей стране.
— Зульфия Мухамедбековна, как вы думаете, почему в Казахстане даже звезды склонны искажать истинный смысл феминизма?
— Действительно, многие в нашей стране не понимают сути феминизма. Ассоциируют его почему-то с сексуальной идентификацией. На самом деле,
говоря о феминизме, мы говорим о равных правах и возможностях как мужчин, так и женщин. Феминизм является одним из критериев определения нашей гендерной политики
Конечно, в рамках феминизма мы больше подчеркиваем ущемленность женщин и несоблюдение их прав. Но в казахстанском обществе женщин 52%. Делая заявления, как Нуртас Адамбай, публичные личности не учитывают точку зрения своей матери, сестры, дочери и так далее. Только после необдуманных высказываний и последующей критики многие заходят в «гугл» и понимают, что ошибались. Я сама феминистка и горжусь этим!
— Многие правозащитницы и феминистки, включая Вас, ставят борьбу с гендерным насилием на первый план. Если взять Адамбая, он сам играл роль «келинки», которая по сюжету фильмов столкнулась с определенным гендерным насилием. Почему же он тогда так обесценивает деятельность феминисток?
— Мне кажется, исполняя ту или иную роль, или входя в образ того или иного человека, он выполнял заказ. Он играл эту роль, но не прочувствовал ее. Он не видел те моменты в сюжете, которые унижали человеческое достоинство именно женщин. К тому же у его фильмов больше комедийное направление. Хотя в рамках роли из его уст звучали интересные высказывания в отношении женщин.
Очень жаль, что он до конца не проникся идеями и проблемами той женщины, которую играл. Между тем даже в юморе этого фильма присутствует некая дискриминация. И на мой взгляд, высказывания о феминистках в интервью не очень его красят
Хотя он еще молод и, возможно, поэтому не до конца понимает сути этих вещей. То, что он извинился и в какой-то степени сожалеет о сказанном, возможно, это и есть некий положительный индикатор изменений в его сознании. То, что он впоследствии извинения удалил, может говорить о том, что он принес их в порыве каких-то чувств, а потом передумал. Вообще, публичным людям нужно особенно следить за тем, что они говорят, потому что многие прислушиваются к их мнению.
— Некоторые связали негативное высказывание Адамбая с тем, что он сейчас глубоко погрузился в религию…
— Оба эти понятия — феминизм и религия — не противоречат друг другу, а дополняют. Хотя раньше слово «феминизм» нигде не фигурировало, и в Коране мы тоже не найдем о нем упоминаний. Но тем не менее
уважительное отношение к женщине в любой религии всегда присутствовало и присутствует
Недалекость ума и низкий образовательный уровень всегда был характерен для тех людей, которые игнорировали потребности женщин, дискриминировали и унижали их. Это доказано историей и нашей жизнью. И я надеюсь, что все-таки большинство казахстанцев правильно понимают суть феминизма.
Женщина — это не просто партнер по сексу. Она еще жена, мать, бабушка, дочь, внучка. И если каждый мужчина начнет чаще смотреть на женщин через эту призму, станет относиться к ним гораздо бережнее.
— Бытует мнение, что дискриминации женщин способствуют сами женщины. Например, когда свекровь закрывает глаза на то, что ее сын бьет супругу. Что вы думаете на этот счет?
— Вы знаете, в прошлом году для меня было открытием, что в Алматы есть категория женщин, с молчаливого согласия которых происходит насилие в отношении снох. Я сделала анализ обращений в кризисные центры. Думала, Алматы город более продвинутый, и эта норма недопустима.
Но большинство этих женщин, как потом выяснялось, приезжие, из аулов, а там отношения в семье очень часто выстраивались на насилии.
Это горько осознавать потом, что это граждане нашей страны. Особенно подобное процветает на юге. Объясняется все это более традиционным укладом. Но традиции сами по себе хорошее понятие, и насилие сюда никак не вписывается.
Это не традиция, а уклад каких-то первобытных семей. Насилие там служит инструментом управления членами семьи
Печально, что такие модели поведения некоторыми все же поддерживаются. И когда я иногда слышу, мол, ничего страшного, я тоже через это прошла, я удивляюсь. Мне так и хочется сказать: разве после того, что ты прошла, нужно создавать такие же нетерпимые условия своей молодой снохе? Выглядит это как мелкая месть за свои лишения. Мне кажется, это удел людей недалеких и необразованных. Матери, если живут с сыновьями и их женами, должны помогать молодым выстраивать добрые отношения без физического и психологического насилия.
— Закрывают глаза на насилие иногда и матери дочерей, которых, например, «украли» замуж (Уголовный Кодекс РК, статья 125 «Похищение человека», — ред.) и изнасиловали. Многие не хотят связывать свою жизнь с насильником и просят вернуть их домой, а в ответ слышат: «Ұят болады» — нечего семью позорить…
— Да, раньше такое бывало часто. Сейчас, на мой взгляд, больше тех мам, которые говорят: «Не терпи и уходи». Так что подобные понятия постепенно уходят в прошлое. Мы видим высокую долю разводов, одной из причин которых является именно бытовое насилие. Многие не терпят, и родственники часто поддерживают решение женщины уйти от тирана.