Экономист рассказал, почему чиновники не перейдут в бизнес. А также обозначил преимущество государственного мышления в сравнении с бизнес-подходами.
Высокий уровень зарплаты чиновников возмутил общественность Казахстана. К примеру, официальная ежемесячная зарплата акима Нур-Султана Алтая Кульгинова составила 762 тысячи тенге в месяц. Аким Северо-Казахстанской области Кумар Аксакалов ежемесячно получает 766 тысяч тенге.
Аким Алматы Бакытжан Сагинтаев зарабатывает больше их — 950 тысяч тенге в месяц
Позднее появилась информация, что и без того высокая зарплата акима Кызылординской области Гульшары Абдыкаликовой в 986 тысяч тенге была увеличена до 1,8 млн.
Что касается министров, их официальная зарплата не сильно превышает зарплату акимов. По словам теперь уже экс-министра здравоохранения Алексея Цоя, его жалование составляло порядка 900 тысяч тенге. Он также упоминал, что на продукты тратит 50-70 тысяч тенге в неделю. Траты на питание у министра энергетики Магзума Мирзагалиева составляют 200 тысяч тенге в месяц.
Между тем первый заместитель руководителя Администрации президента РК Даурен Абаев призвал не поднимать «хайп», акцентируя внимание на зарплате госслужащих. Он считает, что высокая зарплата чиновников позволяет удержать квалифицированных специалистов на госслужбе, чтобы они не уходили в бизнес.
— Когда вы столкнетесь с неквалифицированным госслужащим, имейте в виду, что грамотный специалист, который должен был бы сидеть на его месте, скорее всего, сейчас работает в банке. Или любой другой коммерческой компании,
— подметил он.
Кроме того, по его словам, высокая оплата труда обусловлена значительным уровнем ответственности, который возложен на министров и акимов. Абаев призвал своих коллег из правительства и акимата не краснеть, не заикаться, а спокойно и честно говорить о своей зарплате без доли стеснения.
Свое мнение на этот счет выразил экономист Айдархан Кусаинов. Он считает, что и критика народа необоснованная, и есть заблуждения в умозаключениях Абаева.
— Зарплата чиновников не такая уж большая, исходя из рынка труда в стране. Примерно столько же получают менеджеры среднего звена крупных компаний — телеком-, горнорудных и банков.
К сожалению, в стране есть сильное социальное расслоение общества, вследствие чего и возникает недовольство и хайп. Но нужно понимать, что чиновники, получающие такие деньги, действительно работают с большими системами и большой ответственностью. К тому же во всех структурах начальники всегда получают больше
Поэтому их зарплата не должна быть на уровне зарплаты учителей или врачей. И стыдиться получаемых ими денег за свой труд они не должны — это их законная оплата труда.
Абаев не прав в том, что госслужба не должна сравниваться с корпоративным сектором, говоря, что чиновники перейдут туда. Потому что там совершенно разный функционал. А у государственного чиновника абсолютно другие мотивации, идеи и мышление в целом. Поэтому и в мире госчиновники и политики очень редко появляются в бизнес-среде. Так что обоснование, что это уникальные и незаменимые кадры, стоящие огромного количества денег, тоже неправильное.
— При этом сегодня нередко можно услышать мнение, что государство — неэффективный менеджер. Значит ли это, что не хватает бизнес-подхода в госуправлении?
— Напротив, госслужба в Казахстане «пропитана» бизнес-подходом, что мешает развитию страны. А мнение, что система госуправления должна стремиться быть похожей на бизнес — это чушь и популизм. Передовые страны уже от этой идеи отказались.
Понятийный аппарат госслужащего и бизнесмена разный. Если госслужащий ориентирован на макроэкономику, которая включает понятия инфляции и базовой ставки, то бизнесмен — на микроэкономику, где фигурируют понятия, относящиеся к бизнесу. Например, ставка кредитования, объем производства или объем продаж
Мышление бизнесмена — это мышление прямого действия.
Например, если бизнесмен не хочет, чтобы его люди ездили на джипах, он издает приказ никому на них не ездить, а кто не согласен, тот уволен. Государственные решения никогда не могут быть прямого действия. Вы не можете «уволить» человека из страны — лишить его гражданства. И если государство не хочет, чтобы люди ездили на джипах и загрязняли окружающую среду, оно повышает налог на джипы.
Люди, в этом случае повозмущаются, но не кинутся продавать свои джипы. Они поездят года два на них, а на третий задумаются, что налог слишком большой, и пересядут на другие машины. То есть государственные решения системные и долгосрочные.
— Исходя из этого, можно ли предположить, что человек с мышлением госслужащего не выживет в бизнесе?
— Абсолютно верно. Политики очень редко переходят в бизнес. Практически никогда. И во всем мире так. Исключение, наверное, Дональд Трамп. Но если взять Билла Гейтса, Илона Маска, Родшильдов, они в политике не замечены. Они лишь берут на себя роль «серых кардиналов», намекая политикам, что им делать, но в системе госуправления сами не участвуют. Если же говорить о проблеме Казахстана, она в том, что наши госслужащие начали мыслить бизнес-категориями.
Например, нужно удешевлять кредиты для бизнеса. Чиновники с государственным мышлением в этом случае понимают, что стоимость денег определяется инфляцией. И нужно сначала удавить ее, чтобы понизились ставки по кредитам. Что делают чиновники с бизнес мышлением? Открывают Нацфонд и раздают деньги бесплатно. Для них инфляция пустой звук
Другой пример: что делать, чтобы как можно больше людей владели казахским языком? Чиновник с государственным мышлением предлагает создавать языковую среду — выпускать фильмы и книги на казахском, делать много культурных программ, тем самым стимулируя желание потреблять казахский контент. Чиновник с бизнес-мышлением в этом случае говорит, что завтра же всех надо заставить учить казахский, и через год все заговорят. Чувствуете разницу?
— То есть мы видим, что государственный подход более разумный и дальновидный?
— Правильно! Он работает только в долгосрочной перспективе. Потому что здесь речь идет о стимулах.
У нас в Казахстане речь зашла о том, как бороться с ценами. Бизнес-подходом в этом случае явилось решение строительства оптово-распределительного центра. Мотивировано оно было тем, что цепочка распределения удешевится и все станет дешево.
Чиновник с государственным мышлением в этом случае подметит, что если в магазинчике у дома продаются помидоры из Чили, значит в стране логистика работает хорошо. А проблема в производителях. Ведь если помидоры из Чили доезжают, то картошка из Каскелена и подавно доедет.
— Это же касается всевозможных решений по импортозамещению?
— Да. При государственном подходе на первый план выносится мысль, почему же наши производители неконкурентоспособны. И через некоторое время становится понятно, что если курс тенге к рублю высокий, то и импорт из России будет расти.
Чтобы снизить засилье российских товаров на рынке, чиновник с государственным мышлением предлагает внедрить меры, способствующие их удорожанию. То есть чуть-чуть курс двигаем — русские товары дорожают, импортозамещение включается автоматически. Таким образом, развивается отечественное производство.