Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

Не только угрозы, но и возможности — историк о политике Казахстана в Афганистане

317
Фото: bbc.com

Ситуация в Афганистане после прихода к власти движения «Талибан» (запрещено в РК) остается нестабильной. Многие страны до сих пор не признали новое правительство. Казахстан — не исключение, хотя дипломатические отношения с ним потихоньку выстраивает. И оказывает гуманитарную помощь наряду с Китаем, Узбекистаном, странами Персидского залива и другими государствами. Ведь экономическая ситуация в Афганистане оставляет желать лучшего. Почти половина граждан, а это почти 18 миллионов человек, нуждаются в поддержке.

Хаос и нестабильность

По наблюдениям историка Асылбека Бисенбаева, в текущий момент талибы укрепляют власть, и без вооруженных эксцессов в этом случае обойтись непросто.

— В движение «Талибан» включены многие отряды. Поэтому центральному правительству сложно проконтролировать все их действия.

В отдельных случаях под маской движения выступают обычные бандиты и хулиганы. Сами талибы заявили, что не собираются пересекать чьи-либо границы и распространять свою идеологию за пределы Афганистана

Сегодня их основная задача стабилизировать ситуацию и наладить экономическую жизнь страны. Талибов не надо идеализировать, но и трагедию делать тоже не надо. О ситуации в стране сейчас приходит противоречивая информация, и связана она прежде всего с положением женщин. Но в официальных заявлениях талибов говорится, что афганские женщины могут работать и учиться, надевая положенную закрытую одежду.

Риски и угрозы

— Но существуют опасения, что оттуда будет идти большой поток мигрантов в страны ЦА. Вы этого ожидаете?

— Сейчас основной поток мигрантов уже прошел. В связи с войной ранее экономическая миграция из Афганистана уже была. Люди старались перебраться в более стабильные страны. И один из путей проходил через наши центральноазиатские республики.

— Как вы думаете, с приходом «Талибана» стоит ли ждать обострения проблемы наркотрафика из Афганистана?

— Афганистан всегда производил наркотики, еще до прихода советских войск. Правда, не в таких количествах. А

во время военных действий маковые поля были источником финансирования для враждующих между собой группировок, включая талибов

Но надо понимать, что сейчас к власти пришли другие талибы — не те, правительство которых ранее было свергнуто. Сегодня новые власти поставили своей целью ликвидировать маковые поля, чем сейчас и должны заниматься. И, по некоторым данным, вроде занимаются.

Исторически сложилось

— Но сразу прекратить выращивать опиумный мак они не могут. Потому что надо найти альтернативу, перейти на мирную продукцию — выращивать рис или хлопок. На это нужно время.

Сейчас крестьянин, допустим, засеял маковое поле и уже рассчитывает получить за урожай деньги. Если его уничтожить, человек останется без хлеба и возьмется за оружие

Поэтому пока, я думаю, производство будет продолжаться.

Если углубиться в историю, когда в Афганистане были советские войска, они вывозили оттуда в СССР контрабандную продукцию, включая наркотики. После распада СССР остались криминальные группировки, которые тоже занимались транспортировкой наркотиков и их производством из сырья на собственной территории. Поэтому обвинять только талибов, которые довозят этот товар до границы, неправильно. С преступностью необходимо бороться в каждой из стран, через которые проходит наркотрафик. По факту задерживают только некоторые партии, а основной поток все же проходит через границы.

Что дальше?

— Какую политику Казахстану надо проводить в отношении нового афганского правительства?

— Официально наши власти его не признали. Но в Сети были совместные фотографии официальных представителей Казахстана и талибов. Сейчас, я считаю, нам надо решить несколько задач.

Для начала центральноазиатские государства, включая в первую очередь пограничные — Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, должны провести саммит и сформировать по отношению к талибам общую политику 

В настоящее время в этом вопросе наблюдается разобщение: кто-то начинает сотрудничать, кто-то нет. Афганистан как камень, лежащий на пути в Индию и Пакистан. Если мы построим там дороги, то выйдем на рынок этих стран. Можем экспортировать газ из Туркмении и прочие энергоресурсы. Для этого надо достроить газопровод в рамках проекта «ТАПИ».

Узбеки там строили железную дорогу. И если она будет достроена до Пакистана, мы сможем активно работать со странами, которые находятся южнее. Плюс, можно построить и автомобильные дороги

Перспективы очень большие, тем более Афганистан располагает большими запасами полезных ископаемых. Сейчас в этом направлении активные переговоры ведет Китай.

А. Бисенбаев

А. Бисенбаев. Источник — theopenasia.net

К тому же Китай через Афганистан рассчитывает попасть к Аравийскому морю, где он модернизировал пакистанский порт. За счет строительства маршрутов Пекин хочет сократить пути доставки своей продукции.

Понятно, что сейчас талибы не признаются большинством стран и остаются террористической организацией. Но, на мой взгляд, сложившуюся ситуацию надо воспринимать как данность. Это как с Ираном: в 1979 году там произошла революция, к власти пришли фундаменталисты. И хотя часть стран Иран сегодня блокируют, закулисные переговоры с этой страной ведут даже США и строят торговые отношения. Поэтому думаю, что и с талибами ситуация в будущем устаканится.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter