Сегодня Сенат США начинает слушание по вопросу выдвижения уроженки Казахстана на пост регулятора американской банковской системы.
Как пишет Bloomberg, банковские регуляторы традиционно скучные и утомительные люди, однако это не относится к Сауле Омаровой. Решение Байдена отдать руководство финансами профессору Корнельского университета вызвало ажиотаж в банковских и политических кругах, которого давненько не наблюдаюсь.
Сауле Омарова всегда предельно откровенна в своих высказываниях. Например, именно она охарактеризовала Уолл-стрит как «типичную промышленную индустрию» и предложила политикам требовать банкротства небольших нефтяных, газовых и угольных компаний, потому что это пойдет на пользу планете.
Процесс утверждения или не утверждения Омаровой на должность обещает стать самым зрелищным мероприятием финансового мира США, поскольку ее сторонники и противники имеют большой вес и в мире финансов, и в мире политики.
Недоброжелатели ухватились за призывы Омаровой к перевороту финансовой системы. Например, в обзорной статье 2020 года она выступала за перевод личных банковских счетов в Федеральный резерв. Этот шаг отодвинет частных кредиторов от бизнеса и практически убьет дешевое финансирование.
Интересно, что борьба за Омарову перешла в область личной жизни. После того, как Белый дом в сентябре объявил о ее выдвижении, республиканцы и консервативные СМИ ухватились за прошлое кандидата. Они акцентировали внимание общественности на том, что Сауле Омарова иммигрантка из Казахстана и воспитывалась при Советском Союзе. СМИ задавались вопросом, можно ли доверить финансы страны человеку, который, возможно, поддерживает коммунизм.
Безрассудное уничтожение Россией спутника может иметь последствия — эксперт
Пэт Туми, главный республиканец в банковской группе Сената, даже нашел университетский доклад Омаровой, посвященный марксизму. Он подчеркнул, что работа написана на «оригинальном русском», и стипендия, которую Омарова получала в МГУ, носила имя Ленина. При этом Туми утверждал, что его беспокоит не происхождение, а ее «радикальные идеи».
В свою очередь председатель правления банка Шеррод Браун, демократ из Огайо, отметил, что Омарова не только является высококвалифицированным ученым, но и станет первой женщиной и цветным человеком, занявшим пост регулятора.
Сама Омарова отметила, что ее воспитание «в условиях тоталитарного режима, находящегося под контролем рухнувшей экономики», заставило еще больше оценить американскую систему.
«Эти вопросы для меня глубоко личные», — сказала она. — Я выросла в деспотической государственной системе, в которой не было свободного предпринимательства и экономических возможностей для таких людей, как я. Поэтому я очень ценю наши динамичные и разнообразные рынки».
Ожидается, что ни один республиканец не поддержит Омарову, поэтому в Сенате ей понадобится каждый голос демократов. Это означает, что все взоры будут прикованы к умеренным демократам комитета, включая сенаторов Джона Тестера из Монтаны, Кристена Симена из Аризоны и Марка Уорнера из Вирджинии. Если эти законодатели зададут резкие вопросы или покажут неудовлетворенность ее ответами, это может означать, что ее кандидатура не пройдет.
Промышленные лоббисты и политические деятели изучили прошлое Омаровой, чтобы найти написанные ею статьи и видеозаписи с ее выступлениями. На слушаниях республиканцы планируют тщательно изучить марксистскую группу в Facebook, к которой, по их словам, принадлежала и Омарова.
Инфляция, курс доллара и зарплата — чего ждут экономисты в конце 2021 года?
По словам людей, знакомых с их стратегией, вероятно, будут копаться в ее спорных предложениях ФРС. Республиканцы также намерены выделить комментарий Омаровой о преимуществах отказа от выбросов углерода.
Омарова усиленно сопротивлялась своим критикам, утверждая в многочисленных интервью, что нападения, с которыми она столкнулась, связаны с нечистоплотностью и расизмом. Ее откровенность необычна, поскольку обычно кандидаты перед слушаниями по утверждению кандидатур молчат.
«Я думала, что действия противников моего назначения будут более изощренными и благородным», — сказала она в недавнем интервью Bloomberg News.
Однако если Омарова сохранит спокойствие и невозмутимость и не поддастся провокациям, это поможет ей как минимум добиться перерыва в слушаниях, если ее выдвижение не увенчается успехом. Тогда у лоббистов Омаровой появится время усилить свои позиции.
Компании, которые используют приложения для предоставления банковских услуг, и фирмы, занимающиеся криптовалютой, особенно нервничают по поводу возможного назначения Омаровой главой комитета валютного контроля.
В случае ее избрания ее слово будет решающим в вопросе, как правительство контролирует их отрасли. Ранее Омарова не стеснялась выражать скептицизм по поводу финансовых технологий или цифровых токенов. Комитет имеет право выдавать лицензию, которую очень хотят многие компании финтеха. И подобная лицензия может стать обязательной и для крипторынка, чего не хотят фирмы, занимающиеся токенами.
Банки с Уолл-стрит встревожены взглядами Омаровой на капитал и леверидж — регулятивные ограничения, которые сильно влияют на их прибыль. Она открыто заявляла о своем недоверии к мегабанкам и утверждала, что их власть следует ограничить. В интервью Bloomberg Омарова сказала, что положительно относится к кредитным организациям в сообществе, называя их «ядром банковской индустрии».