Как выяснилось, Казахстан закупает военные транспорты в два раза дороже, чем они стоят на самом деле. Какие великие задачи они будут выполнять, чтобы оправдать свою стоимость, задаются вопросом эксперты.
Очередные закупки Министерства обороны РК снова вызвали негодование среди общества.
Недавно, ряд отечественных СМИ публиковал от том, что Казахстан получит два военно-транспортных самолета Airbus А 400-М Atlas для нужд Министерства обороны. Попытка выяснить насколько оправданны эти нужды привела к весьма интересным результатам.
В телеграм-канале «Армия кз. Другая правда» пишут, что покупка воздушно-транспортных средств Казахстану обошлось в 500 млн евро. Для сравнения это больше, чем весь бюджет Министерства обороны в 2021 году.
«В первую очередь, заинтересовала цена самолетов. Среди экспертов преобладает мнение, что на сегодняшний день, Airbus А400-М – это необоснованно дорогой самолет по сравнению с имеющимися аналогами и пока, не доказал свое превосходство над теми же Локхид C-130 «Геркулес» или ИЛ-76, которые по стоимости в 3 раза дешевле.
Но это только начало. В Казахстане, волшебным образом, дорожает не только говядина и куриные яйца, но даже самолеты, которые Airbus продает по одной цене, а по накладной у нас другие цифры», — комментируют в источнике.
Так, стоимость одного А-400М составляет €145 млн, а упавший в 2015 году самолет А-400М, подготовленный для передачи Турции, стоил €165 млн. Но Казахстану они обошлись почти в два раза дороже.
«Глядя на эти цифры, первым делом хочется спросить: а точно ли нам нужны столь дорогие аппараты и какие великие задачи они будут выполнять, чтобы оправдать свою стоимость? И если это действительно наиважнейшее, что сейчас нужно купить для страны, то напрашивается другое: а есть ли более дешевые аналоги данных самолетов», — пишут в публикации.
По данным компании Airbus Military, ранее Казахстан приобрел девять двухдвигательных военно-транспортных самолетов С295М, восемь из которых получило Минобороны, а еще один в исполнении С295W — Пограничная служба Комитета национальной безопасности Казахстана.
В среднем, стоимость одного С-295 на мировом рынке составляет около 40 миллионов долларов.
«Они купили на 1 млн евро дороже из-за винглетов, которые экономят на 5% топлива при дальних полетах. Таким образом, нетрудно посчитать, что один A-400M стоит не менее четырех С-295, а если учитывать отечественные цены, то все десять. В сравнении параметров по возможности перевозки людей, два С295 могут заменить один A-400M. Полезная нагрузка С295 – 69 солдат или 9,7 тонн груза. A-400M позволяет взять на борт 116 солдат или 37 тонн груза».
Главным преимуществом A-400M является возможность перевозить на борту до двух единиц бронетехники. В результате за 800 млн долларов имеем возможность перебросить четыре бронемашины, а это почти полтора мотострелкового взвода. И какие стратегические задачи будет способен решить такой десант?!», — рассуждают эксперты.
Как оказалось, 2 из 8 имеющихся в Министерстве обороны С-295 сейчас имеют неисправности и требуют ремонта. В то время как самолеты этого класса (АН-26) живут и летают по 40-50 лет. Тогда не проще ли было за эти деньги восстановить восемь самолетов, которые в совокупности могут перебросить в нужную точку 560 человек?!
«Насколько дорого нам обходится авиация можно судить по разбитым в 2021 году двум новым самолетам СУ-30СМ, стоимость которых оценивается в более, чем 100 млн долларов. А если к этому прибавить затраты на семь почти новых, но уже неисправных С-295М, ранее разбитые МИГ-31 и два вертолета, урон и расходы, нанесенные при взрыве стратегических складов в Арысь и Сарыкемире, то выяснится, что только за последние три года ущерб Министерству обороны превысил стоимость ЛРТ!», — заключили в статье.