Астана
Сейчас
-11
Завтра
-3
USD
495
-0.33
EUR
521
-1.69
RUB
4.91
-0.03

30 лет Независимости и приоритеты в образовании

1004
Фото: bilimdinews.kz

В этом году исполняется 30 лет независимости Республики Казахстан. Ранее в этом году президент страны Касым-жомарт такаев в своей статье посвященной этой юбилейной дате отметил, что самое время задаться вопросами — что сделано и что нужно еще сделать для дальнейшего процветания страны.

С этой точки зрения действительно настало время пересмотреть свои достижения и недостатки, согласовать мечты и цели, сделать шаг в будущее с новым импульсом. 30 лет  — это значительный период для того, чтобы наша страна стала государством, определила свое место в мировом сообществе. За этот период Казахстан добился беспрецедентного экономического и социального прогресса. В частности, стремительно развивалась система образования.

Сначала образование

Еще на заре независимости Первый Президент страны Нурсултан Назарбаев говорил, что в 21 веке главным приоритетом страны, которая не хочет остаться на задворках истории должно стать развитие системы качественного образования. Это позволит создать базу специалистов для развития масштабного высокотехнологического и научно обоснованного производства.  Елбасы тогда подчеркнул, что  невозможно построить инновационную экономику  без современной системы образования и поколений современных менеджеров, которые могут мыслить стратегически.

Руководствуясь этой мыслью президента страна стала свою образовательную политику, опираясь на опыт развитых стран. И уже сейчас можно констатировать, что в плане образования Казахстан идет в ногу со временем. Если проанализировать опыт отечественного образования за годы независимости, становится ясно, что система образования в стране приближена к мировым стандартам.

Первые шаги, предпринятые для создания, развития и совершенствования системы образования страны в новом направлении, изменения и нововведения, реформы, внедрение новых технологий сегодня приносят свои плоды. Они стали исторической реальностью в период самостоятельного развития страны, поэтому при изучении процесса присоединения современного Казахстана к мировому сообществу не следует игнорировать важность современных изменений и нововведений в системе образования.

Несомненно, они останутся одним из наиболее важных шагов и фундаментальных мер, предпринимаемых Казахстаном для адаптации к современному миру, улучшения его политики и экономики, улучшения демократии, основанной на свободе слова и выражения, и улучшения благосостояния людей.

Прорывные реформы

В первые годы независимости были приняты новые законы «Об образовании» (1993 г.), «Об образовании» (1999 г.), «О науке» (1999 г.) и соответствующие постановления правительства. Кроме того было запущено шесть государственных программ, направленных на развитие образования в стране.

Для реализации этих законов и постановлений было проведена большая работа. Это и аналитические исследования и поиск путей решения проблем через научно-практические конференции, в том числе и международные.

Наиболее значимыми результатами этой работы стали:

  • «Национальная программа государственной поддержки образования», разработанная в известными ученными и педагогами страны (1993 год)
  • Государственная программа реформы образования (1996 год)
  • «Государственный стандарт обязательного образования» ( 2000)

Значительный прорыв в образовательной политике и системе образования Казахстана начался с запуском долгосрочной стратегической программы «Казахстан-2030», принятой в 1997 году.

Казахстанское общество, приступившее к реализации данной программы, перешло на новый этап развития страны, приняв действенные меры по созданию нового направления во всех сферах экономики и социальной сферы. Политика страны в области образования и ее система были в центре масштабных и важных проектов, реализуемых в рамках этой программы. Следует отметить, что за 30 лет независимости система образования страны расширилась.

Десятки вузов, колледжей, лицеев и гимназий открыты в стране за годы независимости под эгидой государства. Были созданы такие авторитетные университеты, как Евразийский национальный университет им. Л. Гумилева и Международный казахско-турецкий университет имени Ясави. Назарбаев Университет, который может составить конкуренцию лучшим университетам мира, стал брендом высшего образования Казахстана.

В советское время университетов в стране было менее 50, но за годы независимости оно увеличилось втрое. Создание региональных университетов в каждом регионе Казахстана позволило обучать молодежь в своих регионах. За последние 20 лет более 15 тысяч молодых людей получили образование в лучших зарубежных вузах по программе «Болашак», инициированной Президентом.
работает в разных сферах.

Среднее образование

В советское время казахские школы массово закрывались, но с обретением независимости потребность в национальной школе стала насущной. Несмотря на то, что население города растет с каждым годом, качество обучения в школах с 3-4 сменами, где наблюдается явный дефицит школ, не было успешным. Это было проблемой не только в крупнейшем на тот момент городе Алматы, но и во всем Казахстане.

В первую очередь Нурсултан Назарбаев определил приоритетом развития среднего образования строительство новых школ, улучшение материально-технической базы среднего образования, сокращение количества школ работающих в 3 смены, обеспечения качественного образования подрастающего поколения, внедрения мировых инноваций в образовательный процесс.

Еще одним приоритетом развития среднего образования молодого государства стало внедрение в образовательный процесс адекватных информационных технологий, новых учебников, подходящих для независимой страны, подготовка учителей, разработка новых образовательных программ.

Были ускорены темпы строительства в стране новых школ, оснащение их современными информационными технологиями. За последние 30 лет в стране построено более 1 800 школ, более 2 000 дошкольных учреждений и детских садов. Создана система Назарбаев Интеллектуальных школ для одаренных детей, построено и введено в действие более 20 интеллектуальных школ.

По сути за годы независимости была создана принципиально новая модель образования. Система среднего образования пополнилась частными школами, лицеями, гимназиями, специализированными школами для одаренных детей.

Качество образования

Еще одним достижением за годы независимости является формирование национальной системы оценки качества образования. Кроме того, широко используются внутренние и внешние (международные) инструменты оценки, такие как UNT, WOOD, лицензирование.

Учащиеся городских школ активно участвуют в международных сравнительных исследованиях, таких как PISA, TIMSS, PIRLS, демонстрируя образовательные достижения школьников Казахстана на международном уровне. С 2017 года такие научные предметы, как информатика, физика, химия и биология, преподаются на английском языке по усмотрению студентов. У выпускников есть возможность пройти тест по английскому языку.

С 2002 года в отечественной системе специального образования появились новые структуры — реабилитационные центры, психолого-педагогические кабинеты. Особое внимание уделяется повышению квалификации учителей. Увеличение количества учителей и магистров среднего образования также сказывается на качестве образования, что является одним из достижений за годы независимости.

Ресурсный центр онлайн-конференций для образовательных организаций открыт при всех региональных Управлениях образования. Кабинеты школьных предметов полностью оснащены специальным оборудованием. То есть у учащихся появилась  возможность проводить практические занятия и лабораторные работы.

Поводя итоги

В 90-х годах прошлого века большинство дошкольных учреждений было закрыто или приватизировано. А к 2000-м годам, когда экономика страны вышла на новый уровень, количество детских учреждений увеличилось за счет строительства новых детских садов, восстановления старых и возврата приватизированных.

Открытие множества частных детских садов и мини-центров в рамках государственно-частного партнерства предоставило широкие возможности для удовлетворения потребностей дошкольных организаций.

Количество частных детских садов за последние 20 лет увеличилось вдвое. При этом особое внимание в стране уделяется вопросу инклюзивного образования детей с особыми потребностями, обеспечению их реабилитационными и исправительными учреждениями.

Легализован госзаказ на дошкольное образование, существенно упрощено лицензирование дошкольных организаций. Успешно работают отечественные программы «Балбобек» (1996 г.), «Кайнар» (2007 г.), «Первый шаг», «Мудрое дитя», «Идем в школу».

Стандартная программа дошкольного образования и воспитания, введенная в 2016 году, служит для формирования у детей основных навыков. В рамках обновленного контента с 2017 года внедрена система индикаторов для оценки способностей и навыков детей.

В 2018 году принят Государственный стандарт дошкольного образования и воспитания, а в 2019 году введена программа раннего развития детей. Это направлено на формирование социальных навыков детей раннего возраста (0-3 года) и обеспечение самостоятельного обучения.

При этом разработана полноценная модель развития дошкольного образования, расширилась сфера охвата детей дошкольными организациями. В целях обеспечения прозрачности и мобильности детских мест в дошкольных организациях, направления в детские сады  выдаются автоматически, без привлечения отделов образования. Предоставление родителям свободы выбора собственного детского сада увеличивает ответственность этих учреждений.

Наши люди всегда с большим уважением относились к учителю, который учит своих детей. Обучение ученика от учителя определяло его будущее. Поэтому казахская мудрость гласит: «У сильного учителя сильная позиция».

В этой связи принятие Закона «О статусе учителя», несомненно, откроет учителям страны широкие возможности для работы по-новому. Закон содержит такие ключевые разделы, как «Общие положения», «Статус учителя и его педагогическая деятельность», «Права учителя», «Обязанности и ответственность учителя».

Во второй раздел включены специальные статьи о статусе и этике учителя, защите совести учителя, создании условий для осуществления учителем своей профессиональной деятельности. В частности, запрещается привлекать учителей к деятельности, не связанной с их профессиональными обязанностями, требовать от них отчетов или информации, не предусмотренной законодательством в области образования, проводить проверки, не предусмотренные законом, привлекать учителей государственных средних школ. обучение в негосударственных организациях.

В целом принятие Закона «О статусе учителя» не только обеспечит права и социальную защиту работников образования, но и послужит повышению статуса всего педагогического сообщества страны, повышению престижа образования. звание учителя.

Конечно, государственная система образования и дальше будет работать над улучшением качества образования в стране, добиваясь еще больших успехов.  Потому что независимость возможна только в том случае, если страна образована.

© «365 Info», 2014–2024 [email protected], +7 (771) 228-04-01
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter