Нур-Султан
Сейчас
-7
Завтра
-8
USD
437
+0.53
EUR
493
-0.58
RUB
5.92
+0.03

Выборы президента по-узбекски: вместо кандидатов на дебаты идут их представители

194
Фото: Saylov.uz

19 октября впервые прошли дебаты, предвещающие президентские выборы. Такая форма агитации используется впервые?

– Решение о проведении теледебатов между представителями кандидатов в президенты Узбекистана – это действительно очень новое явление в электоральной практике страны. Такие открытые и транслируемые дебаты проводятся в первый раз и потому уже вызывают интерес.

Есть несколько причин, почему был выбран формат теледебатов. Первое, как я уже сказал, это классическая форма агитации, когда в телевизионной студии кандидаты или их представители ведут дискуссию, ведут дебаты.

Школа, которую построил RAMS, разваливается на глазах

– Сказалось ли на решении о проведении дебатов мнение узбекистанцев, которые в соцопросах говорили, что информацию о предвыборной кампании получают в основном благодаря телепередачам?

– Да, эта тенденция давно существует в Узбекистане – большая часть информации гражданами получается через ТВ. И это вторая причина, по которой выбран разговор с избирателем в формате теледебатов.

Ведь даже интернет еще не стал основным механизмом для получения информации для граждан Узбекистана. Поэтому дебаты в телевизионном формате оптимальное решение.

– Почему дебаты будут не между самими кандидатами, а между их представителями?

– Традиция политической культуры в Узбекистане не предусматривает, скажем так, желания экспериментировать в политическом процессе или с политическими акторами. Этим обосновано стремление у политикума страны идти эволюционным путем, вводя какие-то новые форматы, проверяя их на практике и, делая выводы, после одного шага переходить к другому.

Получается пошаговый постепенный процесс внедрения каких-то новых форм в политической жизни общества. И новинка нынешней кампании в виде транслируемых дебатов – один из интересных и нужных шагов, которые усиливают и кристаллизируют политическую конкуренцию, когда избирателям становятся более понятными те программы, с которыми идут кандидаты.

Почему не сами?

 — Здесь несколько причин, на мой взгляд.

Во-первых, вряд ли узбекская общественность и политикум готовы к тому, что действующий президент, который идет на выборы в этом году, будет вести дебаты со своими конкурентами. Пока, мне кажется, это еще рано делать, и организаторы избирательного процесса тоже исходят из этого. Поскольку непонятно, как общество воспримет такие революционные изменения.

«Наша проблема, что в Казахстане любят только быстрые деньги»

Все-таки в традиционных обществах с очень сильной властью такие форматы, когда действующий президент «нисходит» до дебатов, не сразу приживаются. Так что первая причина – политическая культура.

Во-вторых, так как исходя из первой предпосылки, одного из кандидатов на дебатах точно не будет, всех решили поставить на один уровень. Если бы кандидаты от партий были бы лично, а от президента был бы представитель, это было бы неправильно.

Я убежден в том, что нынешние дебаты – серьезный шаг в электоральном процессе в Узбекистане, слом стереотипов и подготовка для дальнейшего продвижения вперед.

Думаю, что на следующих выборах в предвыборных теледебатах будут участвовать сами кандидаты. Но для этого нужен «пробный шар» сейчас.

О креативе

– Визуальные элементы стали одним из самых обсуждаемых решений выборной кампании-2021: баннеры, плакаты от кандидатов в президенты. Почему они вызвали такой отклик в обществе?

– Визуальная агитация, баннеры и листовки с избирательными программами кандидатов в электоральном процессе начали внедряться не сегодня. Так, еще на прошлых парламентских выборах были интересные предвыборные плакаты у партии «Адолат».

Можно согласиться, что в ходе нынешних президентских выборов, предвыборная агитация вышла на новый уровень.

https://365info.kz/2021/10/verhovenstvo-zakona-silno-postradalo-vo-vremya-pandemii-covid-19

Это касается и уровня разработки программ, при том, что есть сложности со стратегическим анализом и видением программ кандидатов. Да, зачастую программы выглядят как набор неких «хотелок», но в любом случае даже они даны в более продуманном формате, чем раньше.

Кроме того, есть интересные политтехнологические находки в размещении наружных агитационных материалов – с креативом к этому подошли, например, в партии «Миллий Тикланиш».

Это показатель работы идеологического аппарата партий. На предвыборную агитацию для всех кандидатов были выделены одни и те же суммы. Просто одни креативят, а другие действуют старыми испытанными методами.

Нынешняя предвыборная гонка в этом отношении выделяется – реально усиливается межпартийная конкуренция. Электоральное поле в Узбекистане было размытым, сейчас партии консолидируются и обретают собственное лицо – и это видно.

О предвыборном ребрендинге

– Что можно сказать о решении смены логотипа правящей сегодня партии почти накануне выборов? Насколько это удачное решение, понял ли его избиратель?

– Сам ход предвыборной гонки-2021 показывает, что легкой жизни ни для одной из партий не предвидится. И даже уже в ходе предвыборной борьбы они шли на разные решения. С точки зрения политтехнологий смена основного логотипа партии на финише предвыборной гонки не представляется оптимальной, нужно было отработать предвыборный цикл, а потом заниматься ребрендингом партии.

Но, видимо, в партии решили, что это важно, исходя из стратегии кандидата от УзЛиДеП – президента Ш. Мирзиёева и его стратегии «Янги Узбекистон — Новый Узбекистан». Решение о ребрендинге и приняли с тем, чтобы подчеркнуть роль партии на новом этапе, в новом Узбекистане.

Мне кажется, с точки зрения работы с электоратом время выбрано не самое удачное, хотя если партийное руководство так решило, значит они уверены в своих силах и своем кандидате.

Женщину в президенты

– Совсем по-новому заиграл женский вопрос в выборной кампании этого года – это и выдвижение женщины-кандидата, слова Танзилы Нарбаевой о женском участии в избирательном праве, отдельное мероприятие накануне выборов – «Гарантии избирательного права женщин и актуальные вопросы повышения их участия в выборах»… С чем можно связать акцент на «женском вопросе» на выборах-2021?

– Вы правы в том, что вопрос прав женщин и их роли в обществе очень важен в нынешней избирательной кампании. Конечно, и раньше были женщины-кандидаты в президенты, для узбекского избирателя это не что-то новое.

Но в целом активизация вопроса участия женщины в политических и экономических процессах, независимо от выборной кампании, в обществе сейчас актуальна как никогда раньше.

Как «узбекской принцессе» живется на «зоне» — обзор СМИ

Принятие в конце мая 2021 года целостной государственной программы по поддержке и укреплению роли женщин в обществе, усиление внимания к вопросам гендерного равенства показывают, что женский вопрос в Узбекистане поставили ребром.

Это стратегический момент, который не стоит связывать только с выборной кампанией в стране. Это долгосрочный процесс и один из приоритетов в политике президента Узбекистана. И по нему сформирован консенсус в элите и обществе.

В бой идут только партии

– Какие еще новинки в избирательном законодательстве и решениях в рамках  президентской гонки применили в этом году?

– Для меня самое главное изменение – законодательное закрепление роли политических партий как единственного института, имеющего право выдвигать кандидатов в парламент, президенты. По сути, политические партии стали главными участниками электорального процесса.

Это очень серьезный шаг, который сделали почти два года назад. Он и формирует основные форматы политической борьбы и партийной конкуренции. Только политические партии могут выдвигать кандидатов в президенты и имеют право участвовать в парламентской гонке. Я думаю, это качественное изменение в процессе партийного строительства.

Все остальные изменения, касающиеся и повышения статуса наблюдателей, и совершенствования работы избирательных комиссий, очень важны, но имеют больше процедурный и технический характер.

© «365 Info», 2014–2021 info@365info.kz, +7 (727) 350-61-36
050013, Республика Казахстан г. Алматы, мкр. Керемет, дом 7, корпус 39, оф. 472
Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter