Инфраструктурные проекты не только оживят экономику Казахстана, но и обеспечат социальное благополучие населения.
Казахстан намерен улучшить позиции в Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума по качеству инфраструктуры. В планах подняться с 55 до 40 места. Для этого в стране до 2025 года будет реализован амбициозен проект «Сильные регионы — драйвер развития страны». Он предусматривает строительство в городах и селах Казахстана 16 тыс. километров сетей водоснабжения и водоотведения. Это обеспечит стопроцентный доступ к подобным услугам всего населения республики. Также будет построено и введено в эксплуатацию 103 млн квадратных метров жилья.
Предусмотрено строительство высокоскоростной международной магистрали «Туркестан — Шымкент — Ташкент». А еще в пять раз будет увеличена пропускная способность сообщения «Китай — Европа — Китай»
Улучшение качества автодорог позволит повысить объем транзитных грузопотоков до 30 млн тонн.
По мнению политолога Талгата Калиева, транзит — одно из главных достояний Казахстана. И еще одно — аграрный сектор.
— На этих двух китах наша экономика и должна базироваться. Поэтому любые планы по наращиванию этого потенциала можно только приветствовать.
Транзит — это не только провоз грузов и получение каких-то пошлин. Это обязательно коммуникации населения с участниками этого транзитного процесса
А также появление новых участников — придорожного сервиса и так далее.
В целом этот процесс невозможен без вовлечения населения. В рамках проекта оно будет приобщаться к другим культурам и изучать новые иностранные языки. Еще в прошлые века население Казахстана таким образом вбирало в себя разные культуры.
Благодаря тому, что через территорию нашей страны пролегал Великий шелковый путь, наши предки знали персидскую и арабскую философию и владели многими восточными языками. Поэтому, глядя в историю, я думаю, что мы сейчас на правильном пути, — убежден он.
Касательно строительства сетей водоснабжения и возведения новых квадратных метров жилья политолог отмечает: с нашим небольшим населением в 21 веке это надо сделать уже давно.
Доступ к чистой питьевой воде и своя крыша над головой должны быть у каждого. Поэтому такие социальные проекты надо только приветствовать
И надо концентрировать их не в крупных городах, а развивать областные центры и малые города. Это позволит избежать диспропорции в развитии регионов.
С ним солидарен и экономист Арман Байганов. По его ожиданиям, увеличат транзитную способность Казахстана и поспособствуют притоку денег в страну хорошие и качественные дороги.
— Появится придорожная инфраструктура — автозаправочные станции, стоянки для автомобилей и гостиницы для водителей. С созданием новых рабочих мест оживятся и придорожные села. А учитывая, что у нас нет выхода к морю, для нас это реальный путь, чтобы преуспеть, потому что железнодорожные перевозки обходятся недешево. Автотранспорт при хороших дорогах — более мобильный и дешевый способ доставки грузов.
Качественная дорога поможет сэкономить время бизнесу при перевозке товаров. И Китай, и страны Центральной Азии будут возить через казахстанскую территорию все больше и больше грузов. Увеличится объем экспорта и импорта
Так что с нетерпением ждем реализации этого проекта, — заключает экономист.