Министру сельского хозяйства Ерболу Карашукееву, заявившему на днях о грандиозном совместном с Катаром проекте по строительству молочно-товарных ферм, предрекают провал. В Казахстане нет условий для 100-процентного обеспечения населения собственным молоком.
9 октября министр встретился c независимым членом совета директоров катарской компании Baladna Food Industries Айданом Тынаном. Страны планируют сотрудничать в сфере молочного животноводства. По Концепции национального проекта развития агропромышленного комплекса в Казахстане это направление является одним из приоритетов.
По словам Ербола Карашукеева, в планах минсельхоза ввести с 2021 по 2025 годы 169 молочно-товарных ферм на 106,8 тысяч голов и общей производственной мощностью 597,7 тысяч тонн молока в год. Это значит, на каждой ферме нужно содержать 631,9 коровы.
Тогда, как сообщает ведомство, внутренний рынок республики будет обеспечен отечественной молочной продукцией на 100% к концу 2024 года. В планах даже экспорт.
«Республика Казахстан имеет огромный потенциал для выгодного вложения инвестиций. Мы будем делать все, чтобы создать для инвесторов соответствующие условия, гарантировать инвестиции, обеспечить их безопасность и минимизировать различного рода риски», — отметил на встрече с катарским коллегой Ербол Карашукеев.
В Алматы катарцы обещают совместно с предпринимателями построить завод по производству сыров.
Новости, безусловно, позитивные. Тем более, что, судя по ассортименту на прилавках, казахстанцы в основном потребляют белорусское и российское молоко. А вот аграрный консультант Кирилл Павлов, имеющий практический опыт работы в аграрном секторе, считает заявление министра популистским. И вообще предполагает, что господин Карашукеев пробудет в должности не дольше, чем станет понятно, что план провалился.
— Кирилл, что за скепсис? А вдруг все получится? Кстати, в сообщении минсельхоза говорится о начале проекта с 2021 года. А год подходит к концу. То есть работа по строительству ферм уже началась?
— Не знаю, я эту министерскую программу не видел. Как, впрочем, и не слышал, чтобы где-то что-то строилось.
Одно знаю точно: вести 169 молочно-товарных ферм очень непросто. Даже если там будет по 300 коров, а не по 630, как заявлено
Заявление очень сильно попахивает хрущевскими лозунгами. И это не от глубокого понимания отрасли. Давайте по порядку.
На 169 ферм нужно как минимум 169 управляющих. В Казахстане нет столько компетентных людей. Либо нужны консультанты, которым придется хорошо платить.
Кормовая база. Мы видели, что происходило в 2021 году. Всей страной в Мангистаускую область сено и деньги собирали. И хотя в целом в стране фактически травы было много, с кормами случился коллапс. А если опять засуха случится, как они прокормят 169 ферм?
Уже на подступах много вопросов, даже не вникая в суть, сколько средств будет на это потрачено. Неважно, кредитных денег или субсидий.
— Катарцы хотят инвестировать в строительство этих ферм. Стало быть, государство предоставит им инфраструктуру и льготы?
— Скорее всего. И что очень любопытно в этой новости, что проект с катарцами позволит Казахстану на 100% обеспечить себя и выйти на экспорт. Я думаю, у катарцев нет никакого интереса насыщать наш внутренний рынок и тем более на этом зарабатывать.
В первую очередь они заботятся о своей продовольственной безопасности. Так что я думаю, нас просто используют как базу для удовлетворения чужих потребностей
Скорее всего, все эти фермы будут рассчитаны на экспорт.
— Допустим, катарцы построят эти фермы. А столько у нас коров? А обслуживающий персонал и все остальное?
— Животных придется импортировать. Но компетенцию же не импортируешь. И корма из ниоткуда у нас не появятся. Кроме того, до 2024 года в Казахстане не появится необходимое количество квалифицированных ветеринаров.
Если дойка будет роботизированной, это огромные деньги. Если в планах доильное оборудование типа «елочки» или «карусели», где они найдут столько операторов? То есть все, что связано с этим проектом, в Казахстане на нуле.
Так что рисков провалить грандиозный проект предостаточно
Как бы не вышло в традиционном для Казахстана формате — построить на чужие инвестиции, а потом экскурсии туда водить. Но самое главное, так и останемся импортозависимыми по молочке от России и Беларуси.