Сексуальное просвещение молодежи необходимо. Вот только методы нужно продумать досконально, чтобы не вызвать возмущений приверженцев традиционной культуры.
В Казахстане на 45% выросло число родов среди подростков.
За 2020 год в Казахстане девочки 15-18 лет родили свыше пяти тысяч детей
Количество юных мамочек и новорожденных увеличилось практически во всех регионах Казахстана. Но самые высокие показатели – на юге страны.
По мнению депутата мажилиса Ирины Смирновой, рост случаев подростковой беременности показывает терпимость наших граждан к ранним бракам и ранним половым связям. Вместе с тем происходит архаизация общества.
— Основная причина этого — снижение качества образования. Еще одна причина — снижение качества преподавания биологии. В этом предмете есть темы, в которых о половых взаимоотношениях подробно рассказано и показано. Но я разговаривала с девушками, которые только недавно закончили школу. И они говорили, что
сами учителя стыдятся этих тем, предпочитая отдавать их на самостоятельное изучение. Сказывается и низкое качество подготовки преподавателей
А ЕНТ, которое до недавних пор было результатом обучения в школе, привело к тому, что биология в старших классах многих школ практически не изучалась. Все усилия направляли на подготовку к ЕНТ по основным предметам. Сейчас, когда экзамены будут сдаваться внутри школы, думаю, все дисциплины снова начнут изучать глубоко. Но очень серьезно надо отнестись к преподавателям биологии. Важный вопрос: сможет ли учитель донести основные моменты, касающиеся физиологических процессов, — отмечает Смирнова.
Серьезным моментом, по словам депутата, является и снижение воспитательной работы. В школе ее практически нет.
— Участие ребенка в общественной жизни и его общественно-полезные дела никак не учитываются. Во внимание берется лишь балл, который ученик получит на ЕНТ при поступлении в вуз. Таким образом, воспитательная работа практически сошла на нет. Нет идеологической направленности. Проводятся лишь мероприятия общего характера, — рассказывает она.
Но самая большая воспитательная работа, по убеждению Смирновой, должна проводиться в семье.
— Однако в результате архаизации и снижения образованности наших граждан, включая женщин, с подростками не проводятся домашние беседы. А ведь там и нужно рассказать, что хорошо и что плохо.
Повлияли на статистику и полтора года дистанционного обучения. Дети в это время находились в своих семьях. И мы видим, что близкие люди не оказывают должного влияния на несовершеннолетних девочек и мальчиков,
многие из которых приняли решение вступить в интимную близость, — подчеркивает депутат.
По словам Ирины Смирновой, вопрос введения сексуального просвещения в школах требует детального изучения.
— В образовательной практике есть предмет «Репродуктивное здоровье». Он может быть введен в 10-11 классах и на первых курсах вузов. Соответствующий хороший пилотный проект был в Восточно-Казахстанской области. Сейчас на это надо обратить внимание министерству образования и подумать, чтобы снова это вернуть.
Помните, раньше в школах преподавалась валеология. Этот предмет убрали, но с другой стороны, дети сейчас и так загружены. Думаю,
многие вопросы, касающиеся репродуктивного здоровья, надо изучать именно на биологии,
— утверждает она.
Депутат объясняет лидерство Туркестанской области по случаям подростковой беременности попустительством чиновников на местах.
— В Туркестанской области живет каждый пятый ученик нашей страны. И тренд развития Казахстана будет идти из этой области. Но если там уровень образования продолжит оставаться таким же, как мы видим сегодня, не стоит удивляться тому, что получат дети, которые сейчас приходят в школы.
Система образования в регионе наполнена коррупцией, двуличием и цинизмом. Много суицидов среди детей именно там.
Считаю, что нужно менять заместителя акима области Сакена Калкаманова. Я обращалась к нему несколько раз, но не получила ни одного ответа на свои запросы, касающиеся образования. Такое ощущение, что ему до этого нет абсолютно никакого дела, — заявляет Смирнова.
Психолог Светлана Богатырева также отмечает, что многие родители сегодня не обсуждают с подростками темы, связанные с половой жизнью. При этом, по ее мнению, сегодняшние подростки сами не особо хотят, чтобы в школах велось сексуальное просвещение.
— Зачастую в школах это делается достаточно формально, а это не дает никакого эффекта. Специалистов нет, педагогов категорически не хватает.
На школьных психологов повесили вопросы буллинга и суицидов, а помимо этого у них еще куча другой работы,
ради которой их должность и была введена — сопровождать школьников в учебном процессе для большей эффективности.
Как психолог, думаю, что все вопросы, касающихся секса, дети должны обсуждать и узнавать в семье. А у нас родители если и беседуют на такие темы, порой кидаются в крайности — начинают запугивать последствиями. Но подростки понимают, что у секса есть и другая сторона — удовольствие. Соответственно, как правило, все эти разговоры заканчиваются ничем.
Мне кажется, подобные беседы должны включать и вопросы отношений (к примеру, как выбирать партнера), а не только техническую часть (сам процесс, беременность и венерические заболевания), — отмечает Богатырева.
По ее мнению, сексуальным просвещением, помимо родителей, лучше заниматься неправительственным организациям (НПО). Они могут организовывать специальные группы по обсуждению подобных вопросов с теми подростками, родители которых согласны, чтобы ребенок их посещал.
В Казахстане примеры НПО с работой в таком направлении уже были, но их деятельность не очень развита и не очень поддерживается
Но если она будет проводиться массово, сами подростки начнут распространять между собой верную информацию.
— Другой момент, почему это не стоит вводить в школах. Со стороны традиционных семей будет сильное противодействие.
Восклицания о том, что все это «влияние Запада» и что детей решили развращать специально
Огромная волна критики пошла даже когда вводили закон о семейно-бытовом насилии. Они уверяли, что не надо «влезать в семьи». Хотя это было направлено именно на социально-уязвимые семьи, где детей и в трусиках на мороз выставляют, и бьют до полусмерти. Поэтому предвижу, что с введением сексуального просвещения волна поднимется еще более сильная. Мне кажется, министерству культуры вместе с другими ведомствами можно создавать познавательные ролики, в которых будут подниматься темы сексуального воспитания.
Подростки смогут делиться друг с другом такими вирусными видео, и информация может дойти и до тех, кто живет даже в отдаленных селах
На телевидении тоже должно быть больше информационных программ, где так же будут подниматься подобные вопросы. Должны появляться какие-то издания для подростков. Такое ощущение, что сейчас у нас какой-то информационный вакуум. В этом направлении требуется вести комплексную работу, — заключает Богатырева.