Сможет ли регулятор обуздать рост цен, пока неясно. Но обещает.
По итогам сентября инфляция ускорилась в 13 регионах из 17, а в первую неделю октября цены продолжили рост. В Нацбанке утверждают, что этот рост вызван в равной степени и внешними, и внутренними факторами. Среди внутренних — дефицит дизельного топлива, удорожание перевозок и даже досрочное использование согражданами пенсионных накоплений. Внешний фон тоже пока не очень благоприятен.
Об этом заявил председатель Национального Банка Ерболат Досаев на заседании правительства.
Досаев отметил, что экономика в мире и Казахстане продолжает восстановление. Рост деловой активности сопровождается усилением инфляционного давления.
В третьем квартале 2021 года мировая экономика вернулась к допандемическому уровню. ОЭСР прогнозирует, что восстановление продолжится и в 2022 году. По прогнозу, мировой ВВП по итогам 2021 года вырастет на 5,7%. В том числе среди наших основных торговых партнеров в Еврозоне ожидается 5,3%, в Китае – 8,5%, в России – 2,7%.
https://365info.kz/2021/06/mirovaya-ekonomika-vosstanovitsya-bystro-no-ne-vezde-chto-prochat-kazahstanu
Однако Досаев отметил, что у нас индекс деловой активности снизился на 0,4 пункта — до 49,8. Причины в снижении активности в строительстве и услугах — до 49,3 и 49,1. В промышленности индекс вырос на 1,8 пункта — до 50,9.
Сырьевые цены тоже пошли вверх. Промышленное сырье в августе 2021 подорожало на 38,5%, а сельскохозяйственное — на 22,7%.
В сентябре 2021 вырос индекс продовольственных цен ФАО (средневзвешенный показатель изменения за месяц международных цен на корзину из пяти продовольственных сырьевых товарных групп: зерновые, мясо, молочные продукты, растительные масла и сахар — прим.). За год он увеличился на 32,8%.
На рост цен производителей по итогам сентября 2021 года повлияло удорожание сухогрузных перевозок. По сравнению с декабрем 2019 года они выросли в цене в 5,4 раза, а относительно мая 2020 года – в 10 раз.
В результате роста инфляционного давления в мире к ужесточению денежно-кредитной политики приступают и развитые страны.
— На заседании 22 сентября 2021 года
ФРС обсуждал более раннее повышение ставки уже в 2022 году вместо 2023 года
Ожидается объявление сворачивания QE в ноябре 2021 года, — отметил Досаев.
(QE — один из видов монетарной политики, используемых центробанками для стимулирования национальных экономик — прим.)
С начала сентября 2021 года ключевые ставки повысили 22 страны. В том числе в России на фоне роста инфляции до максимума за пять лет — 7,4% в сентябре 2021 года.
— Повышением на 25 б. п. также отметились центральные банки Новой Зеландии и Норвегии. В этой связи
ожидаемое сворачивание стимулирующих мер со стороны центральных банков развитых стран
является важным этапом перехода к нейтральной денежно-кредитной политике в мире, — добавил председатель Нацбанка.
Досаев отметил, что инфляция в стране продолжила ускоряться. В сентябре она достигла 8,9%, несмотря на сезонное снижение цен на овощи и фрукты.
— Основной вклад продолжает вносить продовольственная инфляция, которая ускорилась за месяц с 11,4% до 11,5% из-за роста цен на мясо (1,3%), растительные масла (0,6%) и сахар (1,1%).
Непродовольственная инфляция выросла за сентябрь на 0,2 п. п. — с 7,3% до 7,5% на фоне повышения цен на дизель (3,8% за месяц), газ (0,9%) и уголь (1,9%), — перечислил он.
В сентябре 2021 годовая инфляция ускорилась в 13 регионах из 17,
при этом в шести регионах превысила 9%. По итогам первой недели октября цены продолжили рост, составив 9,9% с начала года.
Стабилизации инфляции могут помешать дальнейшее подорожание ГСМ и возможный рост цен на зерновые.
https://365info.kz/2021/10/diztoplivo-deputaty-podozrevayut-chto-rost-tsen-sozdan-iskusstvenno-obzor-kazsmi
Рост цен на дизельное топливо в сентябре составил 3,8%, а в отдельных областях превысил 10%. Сказался и начинающийся дефицит дизеля, который не только усилил инфляцию, но и косвенно затронул остальные товары (расходы на перевозку — прим.)
В качестве дополнительного источника роста цен Досаев упомянул «ухудшение внешнего инфляционного фона». Особенно стран–основных торговых партнеров, как Россия.
— В этих условиях эффективная реализация Комплекса мер антиинфляционного реагирования, направленного на стабилизацию немонетарных факторов,
должна вернуть инфляцию в 2021 году к верхней границе коридора 7,5-8,5%
Со своей стороны, Национальный Банк продолжит проведение дезинфляционной денежно-кредитной политики на основе тщательного анализа внешних рынков и внутренней ситуации, — тем не менее пообещал руководитель Нацбанка.
Также Досаев рассказал о состоянии пенсионных активов ЕНПФ. По его словам, активы на конец сентября 2021 составили 13,1 трлн тенге, увеличившись с начала года на 194,3 млрд, или 1,5%.
Вкладчики досрочно изъяли 1,9 трлн тенге накоплений (491,7 тыс. заявок), из которых 97,5% брали для решения жилищных вопросов. При этом Досаев заявил, что
использование пенсионных накоплений стало одним из факторов увеличения импорта и роста спроса на иностранную валюту
То есть в некоей мере поспособствовало инфляции и удешевлению тенге.
Выступающий подчеркнул, что рост инфляции в стране вызван в равной степени как внешними, так и внутренними факторами. При этом стабилизация внешних факторов ожидается к концу 2022 года.
— В этих условиях основные усилия в среднесрочной перспективе должны быть направлены на устранение дисбалансов на отдельных внутренних рынках и снижение импортозависимости как факторов инфляционного давления. В качестве примера,
сегодня в казахстанском импорте 40,8% приходится на Россию, что является показательным,
учитывая ускорение инфляции в России до рекордного уровня 7,4% в сентябре. Не менее важным аспектом снижения инфляционного давления является завершение внедрения контрцикличного бюджетного правила и ограничение темпов роста бюджетных расходов, — резюмировал Досаев.