Агентство «Хабар» совместно с видеокомпанией Black and White в 6 документальных сериях запечатлели самые яркие события из истории Казахстана.
6 серий — 6 чувств, которые сопровождали страну на протяжении долгих лет на пути к независимости. Именно через ностальгию, любовь, гнев, счастье, гордость и надежду съемочная команда передала важнейшие этапы становления Казахстана и жизни казахстанцев. Всего за полгода 40 талантливейших постановщиков и актеров смогли создать продукт-олицетворение Родины как живого организма со своими взлетами и падениями. Окунуться в документальную историю «Чувства Независимости» зрители смогут в преддверии празднования 30-летия Независимости в эфире телеканала «Хабар».
— Идея сериала принадлежит команде Black and White, — рассказал председатель правления Агентства «Хабар» Ерлан Бекхожин. — Нашей целью было показать историю Казахстана через чувства, которые казахстанцы испытывали в определенный исторический период. Для ее достижения в сериале рассказывается о том, как страна пришла к Независимости. При этом, внимание сконцентрировано на главных исторических событиях последних столетий.
— Показать историю через объектив видеокамеры довольно непросто. Тем более, когда речь идет о творческом воспроизводстве разных событий, у которых не осталось живых очевидцев. Что послужило мотиватором для команды?
— В первую очередь — возможность у съемочной группы нестандарно подойти к подаче информации и визуальных решений. Несколько десятков постановщиков – режиссеров, операторов, художников, редакторов, ассистентов, аниматоров вдохновились замыслом передачи событий через чувства. В каждой серии есть важный для становления Казахстана исторический ряд. Но мы решили отказаться от линейного исторического повествования, заменив его большим объемом архивных фото- и видеоматериалов.
Хотели показать не просто цифры и сухие факты, а истории, прожитые человеком и пережитые в чувствах и эмоциях. От этого и название сериала «Чувства Независимости» — «Еркіндік сезімдері»
Ностальгия, любовь, гнев, счастье, гордость, надежда — шесть сильнейших человеческих чувств, которые наш народ испытывал на протяжении всей нашей истории. Именно они сформировали нас как личностей, граждан независимого Казахстана.
К примеру, в серии о ненависти говорится о событиях на Семипалатинском ядерном полигоне и мировом финансовом кризисе. О гордости — восхваляются подвиги и мужество ветеранов Великой Отечественной войны, а также достижения казахстанских спортсменов. В серии о счастье выражается благодарность за мирное небо над головой, за перенос столицы из Алматы в Нур-Султан и так далее.
Конечно же, в картине мы особо отметили роль и заслуги Первого президента Республики Казахстан – Елбасы Нурсултана Назарбаева
Кроме героев в сериале присутствуют рассказчик и исторические личности. Так, в одной серии могут встретиться великие умы Казахстана прошлых веков и современности: Жусип Баласагуни, Газиза Жубанова, Шокан Уалиханов, Гульфайруз Исмаилова, Абай, Герольд Бельгер и многие другие.
— Всех героев играли профессиональные актеры?
— Нет, и в этом особенность сериала. Среди известных людей в проекте участвовали автор герба Жандарбек Малибеков, первый министр иностранных дел РК Тулеутай Сулейменов, солисты группы «Уркер», цирковой артист Мурат Мутурганов, актеры Маржан Козыбаева и Жан Байжанбаев.
Как это всегда бывает в творчестве, на съемочной площадке и за кадром царили вдохновение, энтузиазм и азарт сделать красивое кино, о котором будут помнить. Исполнительный продюсер проекта Дана Мутурганова поделилась, как это было.
— Дана, приходилось ли съемочной бригаде отходить от сценария или включить в сериал кадры импровизации актеров?
— Так как это документальный сериал, то процесс съемки отличался от художественного сериала. У нас не было определенного сценария. Работали по сценарному плану, по темам, которые хотели раскрыть.
Часть съемок – постановочная. Но около 80 процентов всей работы — реальные люди
Импровизация относится к реальным людям, потому что мы не всегда знаем, как тот или иной герой ответит на наш вопрос. Несмотря на то, что мы находились в творческом процессе, все участники отнеслись к работе серьезно, с большой дисциплиной и любовью. Поэтому мы почти не выходили за рамки заявленного плана действий.
Работа исполнительного продюсера заключалась в нон-стоп координации всех процессов, начиная с поиска команды, заканчивая сдачей финального продукта.
Нельзя сказать, что какой-то этап работы был особенного сложным. Ведь от продюсера требуется 100-процентная концентрация и отдача каждую минуту
Непрерывные коммуникации с командой, спикерами, специалистами пост-продакшена, договоренности по локациям и оборудованию.
Учитывая, что между разработкой серий не было временных перерывов, а некоторые из них вообще реализовали параллельно, было трудно всю информацию, планы, встречи и дела уместить в одну голову. Пришлось научиться быстро восстанавливать силы и работать с ускоренном режиме. Мне работа над картиной подарила много полезной информации, связанной с нашей страной и, конечно, бесценный опыт.
— По какому принципу подбирали актеров? Проводился ли кастинг? Сколько человек в нем участвовали? Чья игра, по-вашему, в итоге в сериале получилась самой эффектной?
— Герои сериала – это эксперты или очевидцы событий, произошедших не только в последние 30 лет – годы Независимости, но и в более ранних периодах. В сериале они делятся своими личными переживаниями и достоверными фактами того времени.
Подбор актеров на роль рассказчика и исторических личностей основывался на умениях и навыках кандидатов
Мы не искали актеров, похожих на исторических личностей. Мы не играли человека, мы показали его мысли и чувства через актера.
— Удалось ли задуманное реализовать полностью или а процессе съемок нить конечного продукта видоизменялась?
— Я думаю, что нам удалось реализовать задуманное на 100 процентов. И даже больше. Одно дело, когда есть темы, заявленные спикеры и герои на бумаге. Это — одни ожидания. Другой момент, когда во время съемок и интервью со спикерами, приходило понимание, что мы зашли на большую территорию, что у нас есть возможность раскрыть тему еще глубже, чем изначально планировали. Это было очень круто.
— Какие-то интересные истории разбавили съемочный процесс?
— Хотелось бы рассказать не о курьезных случаях, а больше о сложностях съемочного процесса. Мы записали истории около 100 обычных людей. Кто-то из них находился за рубежом, кто-то был на карантине, поэтому мы не смогли снять всех вживую. Использовали разные интернет-платформы. Причем, не просто делали запись экрана, но и помогали спикерам выставлять кадр на телефонах и камерах, чтобы они сами себя записывали. Перед съемкой тщательно прорабатывали с оператором ракурсы, обучали людей быть операторами и режиссерами съемочной площадки.
Случались и казусы. Наши спикеры, бывало, забывали даты, время, опаздывали в студии, некоторые отказывались в последний момент
Самым тяжелым был поиск казахоговорящих людей. К сожалению, экспертов очень мало. Спикеры в фильме — это представители разных национальностей, возрастов, ментальности, регионов Казахстана, сферы деятельности. Мы хотели показать разный Казахстан, в разных людях и лицах.
Если говорить о постановочных съемках, наш рассказчик, актер Сырым Кашкабаев — достаточно востребованный артист. У него много съемок – сериалы, фильмы, театр, гастроли. Однажды, до наших съемок, он уже снимался 72 часа подряд.
Несмотря на усталость, он выложился на нашей съемочной площадке на 100%. Он — один из тех, кто хорошо понимал важность проекта
Заставка сериала полностью создана силами наших коллег – дизайнера, motion дизайнера, сценариста, режиссера и композитора. Музыкальная тема с мотивами домбры, звуками орла и степи специально придумана к этому сериалу.
— Были курьезы?
— Да, за полугодовой съемочный процесс не обошлось и без веселых случаев. Тем более, что постоянные командировки и перелеты превратили нас в большую дружную съемочную семью, где были и невыспавшиеся лица, и пролитый в спешке кофе. Это незабываемые впечатления.
Когда мы поехали в Курчатов для съемок темы Семипалатинского полигона, заехали в город-призрак Чаган. Он выглядит, как после апокалипсиса — разрушенные здания, разбитые дороги.
Когда снимали город с высоты птичьего полета, дрон внезапно потерял сигнал и стал отдаляться от нас все дальше и выше. Это напомнило фильм ужасов
Наш интерес превратился, мягко говоря, в тревогу, атмосфера была сковывающей. Через некоторое время дрон вернулся на базу, и мы очень быстро уехали оттуда. Хорошо, что к моменту потери сигнала дрона, мы уже отсняли весь материал.
Еще отмечу встречу с ансамблем «Дос-Мукасан». Мы пригласили их для участия в серии «Любовь». Солисты ансамбля некоторое время не встречались полным составом из-за плотного графика. Но на нашу съемку приехали все, что нас очень удивило и обрадовало. Было весело — артисты много шутили друг над другом, вспоминали интересные случаи из жизни.
На съемках серии «Гнев» случился курьез. По задумке сценариста, все актеры должны были покричать в камеру, выражая эмоцию гнева. Несколько человек уже отснялись, оставалось только запечатлеть «гнев» главного героя Сырыма Кашкабаева. Команда уже сработалась, все были расслаблены.
Но именно в этот момент актер так разъяренно закричал, что вздрогнули даже те, кто находился далеко от сцены. Кто-то даже отпрыгнул в сторону
Вот, что значит — вжиться в роль.
«Чувства Независимости» станет бесценным подарком всем казахстанцам к 30-летию Республики. По словам Ерлана Бекхожина, реализуя этот важный проект, команда хотела разбудить интерес как можно большего количества казахстанцев к истории своей страны.
— История — это наша основа, это наши корни. Это то, что держит нас на плаву, — говорит глава Агентства «Хабар».
Не зная истории, невозможно двигаться дальше, невозможно смотреть объективно на будущее
Нужно изучать ошибки и видеть наши сильные стороны. Мы хотели создать интересное и полезное кино для зрителя любого возраста. Уверен, у нас получилось!