Возлагать на педагогов несвойственные им функции — это порочное наследие Советского Союза.
В некоторых регионах Казахстана учителя жалуются, что их заставляют принимать участие в кампаниях по переписи населения и вакцинации:
ежедневно сдавать отчеты и требовать с родителей подтверждающие прохождение процедуры листы. Если родители не прошли перепись или вакцинацию, на педагогов начинают давить
А в выходные дни учителей сгоняют еще и на «субботники». И это уже не говоря об обязательном участии в различных конкурсах, которые проводят местные акиматы, принуждая педагогов монтировать всевозможные видео. Это перегружает педагогов, не давая им сконцентрироваться на образовательном процессе, и лишает времени на личную жизнь в нерабочие часы.
По словам депутата Ирины Смирновой, подобные задачи не должны ложиться на плечи преподавателей. Она призывает чиновников акиматов не превышать служебные полномочия, а учителям — не молчать и жаловаться на незаконные действия.
С ней солидарен политолог Замир Каражанов. Он считает, что
это самоуправство на местах. Учителя должны бороться за свои права организованно и коллективно
— Все эти процедуры отчетности по переписи, вакцинации, участие в субботниках — совершенно не род деятельности педагогов. Им за это даже не платят. Все делается добровольно-принудительно. Вот если бы у нас был профсоюз работников образования, они бы могли судиться с чиновниками из министерства образования и местными органами власти. Тогда бы ситуация, конечно, поменялась.
То, что происходит сейчас, в какой-то степени правовой нигилизм населения. С людьми поступают незаконно, а они поворчат и соглашаются. В идеале в каждом отдельном случае нужно выяснять, кто дал то или иное распоряжение, и подавать на него либо жалобу, либо судебный иск, — утверждает он.
За исполнением законов и соблюдением прав трудящихся в стране должны следить органы прокуратуры. И выяснять, может быть на директора школы изначально было давление акимата, а он пошел по пути наименьшего сопротивления.
— Вообще, привычка нагружать по максимуму учителей сохранилась еще с советского времени. Тогда и учитель, и любой другой гражданин был бесправным рабом системы. Казалось бы, союза нет уже тридцать лет, а традиции остались.
У Карла Маркса есть цитата: «Традиции всех прошедших поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.» Она очень наглядно отражает текущую ситуацию с учителями
Сегодня государство как будто не ощущает ценность права трудящегося человека. В итоге нарушаются конституционные права граждан. И не только в системе образования. Вспомните, у нас были взрывы на шахтах, люди гибли из-за нарушения руководством норм безопасности. А последствий особо не было.
Я считаю, наказывать беспредел на местах нужно показательно: снимать с должности, лишать права работать на госслужбе, заводить уголовные дела. И делать это надо систематически. Тогда появится эффект неотвратимости наказания, и остальные чиновники задумаются, — заключает Каражанов.